Правила Го

Аватар Бакдаулет Жаксыбеков
Бакдаулет Жаксыбеков
Правила игры в го

Го, известное также как вэйци в Китае, бадук в Корее и и-Го в Японии, представляет собой древнюю стратегическую настольную игру, которая зародилась в Китае между 2000 и 200 годами до нашей эры. На Западе игра получила название “Go”, заимствованное из японского языка, где оно произносится как “и-Го”. Желающие научиться тому, как играть в го, должны знать основные правила этой достаточно сложной стратегической игры.

Как играть в Го?

Стратегическая состязательная игра для двоих отличается высокой сложностью. Описанные ниже правила игры в го для начинающих необходимо осваивать на практике, а также понимать нюансы различных вариантов.

правила игры в го для начинающих

Инвентарь для игры в Го

В Го играют на прямоугольном поле. Оно называется доской или гобаном. Поле расчерчено вертикальными и горизонтальными линиями через равные промежутки. Для обучения и неформальных партий часто используют уменьшенные версии досок —  13×13 или 9×9 линий, в то время как стандартная доска для турниров и официальных игр содержит 19×19 линий. Изготавливается такая доска обычно из дерева, но могут встречаться и иные варианты.

Размеры доски для игры в Го
Для обучения и неформальных партий На официальных турнирах и играх
13х13 и 9х9 линий 19х19 линий

Также для игры необходимы камни — специальные фишки двух контрастных цветов, чаще всего — черные и белые. Форма камней может варьироваться: в японском варианте они линзообразные (двояковыпуклые), в китайском — плосковыпуклые. Стандартный полный набор включает 361 камень — 180 белого и 181 черного, хотя в реальности комплекты часто имеют по 180 камней каждого цвета, и даже встречаются наборы по 160 камней. Материал изготовления камней может быть разнообразным: от пластика и стекла до керамики и даже драгоценных или полудрагоценных камней.

Традиционно в набор для игры в шашки го входят специальные сосуды с крышками, как правило, выполненные из дерева. Они предназначены для хранения камней. В официальных соревнованиях применяются игровые часы, по своему дизайну и функционалу напоминающие шахматные. Это позволяет строго контролировать время на партию.

Правила игры в Го

В партии Го участвуют два игрока, один из которых играет черными камнями, а второй — белыми. Первый ход у игрока с черными камнями. Далее, ходы осуществляются по очереди. Игровое поле на начальном этапе не содержит фигур, за исключением случаев, когда используется фора. Черные делают ход первыми, после чего игроки ходят поочередно.

В процессе игры участник размещает одну из своих фигур на свободную точку на пересечении линий, известных как пункты. Однажды установленные на поле камни остаются неподвижными, однако их можно захватить и удалить с поля. Ход признается завершенным, когда игрок разместил и отпустил ее. Перемещение фигуры после того, как рука была отведена, приводит к автоматическому проигрышу стороны, нарушившей правила го.

Каждый камень на игровом поле должен иметь минимум одну свободную точку (дамэ), которая находится рядом по вертикали или горизонтали, но не диагонали. Камни, которые расположены рядом или соединены через серию смежных камней, формируют группу. Эта группа делит доступные дамэ, то есть каждая свободная точка приписывается всем камням в группе.

правила игры в го "дамэ"

Если камень или группа камней оказываются полностью окруженными камнями противника, утрачивая все свободные точки, такая группа считается захваченной и убирается с доски. В большинстве правил игры запрещено выполнять ходы, которые приводят к потере последней свободной точки собственной группы (самоубийственный ход), за исключением случая, когда такой ход приводит к захвату группы соперника, лишая ее всех дамэ. В такой ситуации группа соперника удаляется, и группа игрока, сделавшего ход, сохраняется на доске благодаря появившемуся дамэ после удаления группы противника.

Основные правила игры в го:

  • Правило ко. Запрещено выполнять ходы, ведущие к повторению ранее зафиксированной позиции в игре. В разных версиях правил го детали этого запрета могут отличаться.
  • Пропуск хода. Игрок вправе пропустить свой ход, объявив “пас”. Если оба участника последовательно говорят “пас”, игра завершается. Это часто происходит, когда все доступные для хода пункты не способны улучшить счет игроков.
  • Обреченная группа камней. Если к концу игры группа камней противника остается на доске, но ее поражение неизбежно при адекватной игре, она классифицируется как “плененные камни”. Они убираются с доски после завершения партии и прибавляются к пойманным камням противника.

В конце игры проводится расчет очков, которые участники заработали в течение партии. Очки присуждаются за каждый из пунктов на доске, полностью окруженных фигурами только своего цвета. Также игроки получают по одному очку за каждый пойманный камень соперника или за каждый свой камень, оставшийся на доске после завершения игры. Победителем становится тот, кто сумеет набрать больше всех очков.

Что такое коми?

Коми — компенсация в виде очков, которые добавляются к счету игрока, который ходит белыми камнями, в конце игры, чтобы компенсировать ему начальный недостаток от хода вторым. Поскольку игроки с черными камнями ходят первыми, они получают начальное преимущество, которое белые нивелируют за счет коми. Современные правила предусматривают добавление дробного количества очков (например, 5.5, 6.5, 7.5), чтобы избежать ничьи в исходе партии. Сейчас на официальных турнирах игры без коми почти не встречаются.

Размер коми и его обоснование. Определение “справедливого” размера коми не является простым и однозначным. Теоретически, величина коми должна приравниваться к половине стоимости преимущества первого хода. Однако эта ценность может варьироваться в зависимости от мастерства игроков и сложности игровой теории. Размер коми может отличаться в разных странах и регионах, а также определяться специфическими правилами проведения турниров.

Что такое фора или гандикап?

Когда уровень мастерства игроков значительно различается, применяется игра с гандикапом. В таких случаях более слабый игрок использует черные камни и может получить либо отсутствие коми, либо “обратное коми”, когда дополнительные очки начисляются не белым, а черным. Если разрыв в уровне особенно велик, более слабому игроку предоставляется несколько форовых камней, которые расставляются на доске еще до начала игры белых. Такие камни предоставляют черным значительное преимущество, где каждый форовый камень может стоить от 10 до 15 очков.

правила игры в го для начинающих "фора"
Фото: wagc2020

Варианты правил Го

Сложившиеся правила го имеют различные варианты:

  • Японские правила. Активно используются в Японии, а также в Корее, США и Европе. Они имеют более чем тысячелетнюю историю и были официально оформлены в 1949 году. Несмотря на критику за сложность и неясность в некоторых аспектах, таких как определение жизнеспособности групп или нейтральные точки, именно по этим правилам проводятся большинство международных соревнований.
  • Китайские правила. Распространены в Китае, Гонконге, Сингапуре и на Тайване. Они являются одними из самых древних, их возраст насчитывает около двух тысяч лет, хотя они претерпели изменения со временем. В отличие от японских правил, китайские предпочитают подсчет очков за территорию и активные камни, а не за плененные.
  • Правила Американской ассоциации Го (AGA). Применяются в турнирах, организуемых под эгидой AGA, и очень похожи на китайские правила. Последние изменения были внесены в 2004 году.
  • Правила Инга. Разработаны тайваньским миллионером Ин Чанци, основателем фонда Инга, который активно занимается продвижением го. Эти правила последний раз обновлялись в 1991 году и используются в турнирах на Тайване и в других соревнованиях, проводимых фондом.
  • Новозеландские правила. Упрощенная версия китайских правил. Распространены преимущественно в Новой Зеландии.
  • Правила Тромпа-Тейлора. Разработаны для компьютерного го и близки к новозеландским правилам. Основная цель создания — достижение максимальной формализации и упрощения правил.
  • Тибетские правила. Устаревший локальный вариант правил го отличается во многих аспектах от традиционных правил и на сегодняшний день имеет в основном историческое значение.

Правила игры в го отличаются по нескольким признакам.

Определение территории

Термин “территория” в контексте игры Го относится к любым неоккупированным точкам на игровом поле, которые полностью окружены камнями одного игрока. Эти точки подсчитываются как территория после удаления с доски захваченных групп камней. Однако интерпретация этого принципа может различаться в зависимости от используемого набора правил:

  • По китайским правилам и правилам, основанным на них, включая правила Инга, новозеландские и правила AGA, территория определяется строго топологически. В нее включаются все пустые точки, окруженные камнями одного цвета, без учета формы этих камней и элементов за пределами их окружения.
  • В некоторых системах правил, пустые точки, окруженные группами камней, находящимися в состоянии сэки — уникальном положении, при котором ни одна из двух смежных групп разных цветов не может быть захвачена без риска потери собственной группы, — не включаются в расчет территории.

Способ подсчета очков

В игре Го используются различные методы подсчета очков, зависящие от принятых правил:

  • Японский. Очки начисляются за каждый участок территории, контролируемый игроком, а также за каждый камень противника, который был захвачен и убран с доски.
  • Китайский. К очкам за территорию добавляются очки за каждый из своих камней, оставшихся на доске в конце игры.
  • Инговский. Очки складываются из размера территории плюс количество камней противника, собранных в чашу после их снятия с доски.

При использовании китайского и инговского методов игроки продолжают игру до тех пор, пока не будут заполнены все нейтральные точки, поскольку каждый ход в такую точку приносит дополнительный балл. В японском методе подсчета нейтральные точки не учитываются и не требуют заполнения, так как они не влияют на итоговый счет.

При использовании японского метода подсчета очков, ход внутри собственной территории приводит к потере одного очка для игрока, что связано с уменьшением территории. В то же время, китайский и инговский методы нейтрализуют эту потерю за счет того, что каждый ход добавляет камень на доску или увеличивает количество камней в чашах, что компенсирует потерянное очко. Хотя это различие кажется незначительным, так как игроки редко делают ходы внутрь собственной территории без крайней необходимости, оно влияет на определение состояния групп камней в конце игры — “живые” или “мертвые”.

В правилах Американской ассоциации Го (AGA) игрокам предоставляется возможность выбора между японским и китайским методами подсчета очков. Дополнительные правила внесены для обеспечения того, чтобы результаты, рассчитанные по любому из этих методов, были эквивалентны.

Трактовка нескольких специальных позиций

Основные различия в правилах Го часто связаны с определением статуса групп камней, которые не были убраны с доски к концу игры. Вопрос о том, какие из этих групп могут считаться “пленными”, варьируется в зависимости от детализации правил. В случаях, когда возникают споры по этому поводу, применяется процедура доигрывания, методика которой также может отличаться в зависимости от используемых правил.

Правило ко

Возможность повторения позиции на доске сразу на следующем ходу строго запрещена, и любой такой ход признается невалидным, заставляя игрока потратить свое время для коррекции. Ситуации, когда повторение позиции происходит через два или более хода, регулируются различными правилами, которые могут варьироваться в зависимости от специфики их применения.

Размещение камней гандикапа

В зависимости от правил, способ размещения камней гандикапа может значительно отличаться. В некоторых случаях игроки имеют право свободно выбирать места для установки этих камней на доске. В других же случаях, камни гандикапа должны быть размещены строго в определенных, предназначенных для этого, точках с соблюдением конкретной последовательности их установки.

Компенсация за камни гандикапа

Когда используется подсчет очков, основанный на занятой территории и наличии “живых” камней на доске (как во втором или третьем описанных методах), каждый камень гандикапа не только усиливает тактические позиции игрока черных камней, но и приносит ему дополнительное очко. В связи с этим, в зависимости от принятых правил, игрок, предоставляющий гандикап, может получить компенсацию в виде очков, которая или точно соответствует количеству камней гандикапа, или на одно очко меньше.

Пасы и завершение игры

В зависимости от принятых правил, окончание игры Го инициируется после совершения игроками от двух до четырех последовательных пасов. Согласно правилам Американской ассоциации Го (AGA) игрок, совершающий пас, также обязан передать один из своих камней сопернику.

шашки го "Пасы и завершение"

По достижении необходимого числа пасов, игра приостанавливается, и происходит подсчет итоговых очков. На этом этапе игрокам необходимо прийти к соглашению относительно того, какие группы камней будут считаться захваченными. В случае, если достичь консенсуса не удается и возникают споры относительно статуса некоторых групп, проводится дополнительная игра (доигрывание) для уточнения жизнеспособности этих групп.

В процессе доигрывания в Го используются различные методы для решения споров о статусе групп камней в зависимости от выбранных правил:

  1. Специфическое доигрывание для каждой спорной группы. Игра может быть продолжена для каждой группы отдельно по особым правилам, предназначенным для определения ее статуса как “живой” или “мертвой”. После установления статуса каждой группы, те, что признаны “мертвыми”, удаляются с доски, а затем проводится подсчет очков на основе состояния доски в конце основной игры, не учитывая результаты доигрывания.
  2. Продолжение игры до разрешения вопросов. Игра может продолжаться до тех пор, пока не будет определена жизнеспособность всех спорных групп. После того как все вопросы решены и позиция полностью разыграна, следует подсчет очков. Если игроки совершают пас четыре раза подряд, игра завершается, и любые группы, оставшиеся внутри территории противника, автоматически считаются “живыми”.

Возможность самоубийственных ходов

Хотя в большинстве версий правил игры в Го самоубийственные ходы запрещены, существуют исключения, когда допускается самопожертвование целой группы камней, а не одного камня. Это разрешение активируется при условии, что такой ход не ведет к повторению позиции, уже возникавшей ранее в игре. Такой маневр может существенно обогатить стратегическую составляющую Го, поскольку в определенных ситуациях самоубийство одной группы может спасти другую, которая без этого была бы обречена.

как играть в го "самоубийственные ход"
Фото: wagc2020

Размер коми

Величина коми или компенсационных очков в игре Го может различаться в зависимости от применяемых правил. Обычно коми составляет от 5.5 до 8.5 очков.

Очередность хода при определении жизнеспособности групп

В сценарии, где после окончания основной партии Го необходимо доигрывание для уточнения жизнеспособности спорных групп, право на первый ход в таком доигрывании обычно предоставляется игроку, защищающему группу. Это означает, что инициатива первого хода отдается тому, кто владеет рассматриваемой группой камней. Последующие ходы определяются исходя из последовательности ходов, установленной в конце основной игры.

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас заинтересует

Вступай в cообщество

Подпишись и получай актуальные новости одним из первых


Нажимая кнопку “Подписаться” вы подтверждаете свое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.