Nike: как идея одного студента превратилась в легендарный спортивный бренд

Аватар Анна Ветер
Анна Ветер
история компании nike

История компании Nike — это история успеха американского студента и тренера по легкой атлетике. Не имея больших финансовых возможностей и поддержки, они смогли построить настоящую империю и навсегда изменить представление о спортивной одежде. Сегодня американская транснациональная компания с многомиллиардными оборотами известна на весь мир. Начиналась же история Nike с перепродажи обуви, заказанной в Японии.

История Nike: как все начиналось

Основатели бренда познакомились в 1957 году. Бегун на средние дистанции Фил Найт специально поступил в Университет штата Орегон, где студенческую команду по легкой атлетике тренировал Билл Бауэрман. Специалист в разные годы тренировал множество будущих олимпийских чемпионов.

Бауэрман был приглашен на пост тренера олимпийской команды Соединенных Штатов Америки по легкой атлетике. После смерти бюст выдающегося специалиста за заслуги перед спортом был помещен в Национальный зал славы. Неудивительно, что Найт хотел тренироваться исключительно под его началом. Он научил молодого человека тому, как совершенствовать свои командные навыки и не заострять свое внимание только на результате.

После Орегонского университета Найт стал студентом Стэнфорда. Именно здесь ему пришла идея о сотрудничестве с японскими производителями. Будучи студентом, он защитил курсовую работу “Перспективы развития производства в Японии”. Именно в тот момент Найт решил, что экспорт недорогих кроссовок из Японии для профессиональных спортсменов станет отличной альтернативой более дорогим моделям. В Соединенных Штатах Америки обычные кроссовки были очень громоздкими и не самыми удобными, но стоили всего 5 долларов, а за хорошие приходилось платить по 30 долларов.

история компании nike

Фил Найт решил составить конкуренцию немецким брендам и отправился в Японию. По дороге он придумывает название компании Blue Ribbon Sports. Он заключает контракт на поставку кроссовок Tiger. Уже в 1963 году прибывает первая партия кроссовок из 300 штук, которые хранились на складе родительской прачечной. Магазина у новоиспеченного предприятия не было. Продукция продавалась буквально из машины.

В 1964 году Фил Найт решает пригласить к сотрудничеству своего бывшего тренера, с которым его объединяла огромная любовь к спорту. Они вкладываются в дело в равных долях по 500 долларов. Основатели компании не желали ограничиваться исключительно перепродажей кроссовок. Они хотели создавать спортивную обувь по собственному дизайну. Можно смело говорить, что Найтом и Бауэрманом двигала не только жажда заработать, хотя на перепродаже первой партии они заработали около 8 тысяч долларов.

Уже через год после открытия бизнеса компания начала расширяться. На работу начинают наниматься сотрудники. Одним из таких стал Джефф Джонсон, который ранее был соперником Найта по забегам. Они ездят на фургоне по стране, продают кроссовки и попутно узнают от спортсменов, какую обувь желали бы приобрести. Эта информация им необходима для создания таких моделей, которые бы продавались.

История nike Филл Найт

В 1966 году компания открывает свой первый магазин и начинает уже не перепродавать японские модели кроссовок, а заказывать обувь собственного дизайна. Самой первой успешной моделью стали Cortez. Их в 1968 году разработал Билл Бауэрман.

Джефф Джонсон стал не просто сотрудником. Именно он начинает проводить первые эксперименты по шитью обуви в небольшом помещении, расположенном в Санта-Монике. Здесь он экспериментирует с кожей. Тут же открывается первая розничная точка продаж. Первой инновационной моделью от Blue Ribbon Sports становится легкая обувь для бега с нейлоновым верхом, а не традиционной кожей. Их главной особенностью был небольшой вес и то, что кожа не трескалась под воздействием солнца.

В 1969 году дела компании начинают идти вверх. Штат увеличивается до 20 работников. Открывается несколько розничных магазинов. Фил Найт решает отказаться от повышения в университете Портленда.

Nike: история появления знаменитого логотипа

В 1971 году Фил Найт продолжает работать в Университете. Именно здесь он познакомился с создательницей той самой “свуш”/“swoosh”. Студентка Кэролайн Дэвидсон предлагает десятки вариантов, но ни один не нравится Найту. Из-за ограниченных сроков он остановился на варианте “свуш”, сославшись на то, что со временем привыкнет к нему.

За свою работу Кэролайн Дэвидсон получила 35 долларов. Если учитывать инфляцию, это чуть больше 200 долларов. Логотип не просто “прижился”, но и стал узнаваемым по всему миру. Дизайнер продолжила работать на Blue Ribbon Sports, пока потребности компании не начали превышать работу одного человека.
nike история лого
Создание всемирно известного логотипа не осталось без вознаграждения. В сентябре 1983 года, когда компания уже являлась публичной, Найт пригласил Кэролайн Дэвидсон на прием. Основатель Nike презентовал дизайнеру золотое кольцо, украшенное бриллиантами и логотипом “свуш”, а также конверт. Внутри него находилось 500 акций, стоимость которых на сегодняшний день составляет миллион долларов и даже чуть больше.

Изначально созданный логотип со временем был преобразован лишь незначительно. Было удалено слово Nike. Остался лишь “свуш”.

История компании Nike: налаживание собственного производства и рождение “Nike”

В 1971 году вместе с первыми успехами возникают и серьезные проблемы. Стремительный рост американской компании приводит к тому, что японский производитель лишает Blue Ribbon Sports эксклюзивного контракта, как эксклюзивного дистрибьютора на территории Соединенных Штатов Америки. Это решение приводит к судебным разбирательствам, в ходе которых компании Найта позволяют пользоваться наработками Tiger еще полгода. Далее, компания уже должна пользоваться исключительно собственными наработками.

Nike Moon

Сложившаяся ситуация скорее стала толчком для развития собственного производства, нежели каким-то образом поставила под угрозу компанию. Результатом налаживания собственного производства стала модель Moon Shoe. Ее главной особенностью стал вафлеобразный рисунок на подошве. Получили его в прямом смысле с помощью обычной вафельницы. Она была создана Биллом Бауэрманом и представлена на Олимпийских играх.

Blue Ribbon Sports начинает экспортировать свою продукцию за пределы Соединенных Штатов Америки. Первым рынком сбыта становится соседняя Канада. Доход компании повышается до 1,96 млн долларов. Самым значительным событием 70-х годов становится открытие первой фабрики в штате Нью-Гэмпшир. В 1976 году большинство легкоатлетов на Олимпийских играх выступают в кроссовках от Blue Ribbon Sports. Доходы компании увеличиваются до 14 млн долларов и удваиваются в следующем году. Открываются фабрики в штате Мэн, а также за границей (Тайвань и Корея). В 1977 году продукция начинает продаваться в Южной Америке и в Европе.

В 1978 году компания меняет свое название на Nike. Изначально оно должно было звучать как Ника, в честь греческой богини победы. Незнание этого факта привело к искажению в неанглоязычной и даже англоязычной среде произношения наименования бренда. Сами представители компании неоднократно подтверждали происхождение названия, но название получило большее распространение именно в неправильной интерпретации.

Уже к 1980 году кроссовки Nike стали самыми продаваемыми в Соединенных Штатах Америки и обошли Adidas. Количество сотрудников компании приблизилось к 3 000 человек, а доход составил более 150 миллионов долларов. Бренд уже не имеет возможности индивидуально подходить к розничным продавцам. Чтобы не потерять высокий уровень сервиса, руководство создает службу поддержки под названием “EKINs” для оптовой торговли.

К 1983 году у компании впервые падает выручка на американском рынке. Это было обусловлено насыщением продукцией. Выход на рынок Японии показывает положительные тенденции, а вот в Европе бренд, наоборот, несет убытки. Тенденция продолжается и в 1984 году. Это приводит к закрытию американских фабрик.

история компании nike

Nike: воздушная легенда и грамотные стратегические решения

Падение продаж приводит к расширению ассортимента Nike. Компания начинает выпускать детские кроссовки и спортивную одежду. Это позволяет охватить новые сегменты. Фил Найт при основании компании ставил перед собой цель — создавать удобные кроссовки и спортивную экипировку, которая действительно помогала бы преодолевать ограничения и выходить за рамки возможного.

Следуя своей изначальной идее, основатель Nike активно сотрудничает со спортсменами. Подобная стратегия позволяет скорректировать продажи и повысить лояльность покупателей. Прекрасное чутье на спортивные таланты позволяют бренду подписывать самые выгодные контракты. Начинают появляться отдельные коллекции, которые рекламируют разные спортсмены. Каждая имеет свои особенности и отвечает потребностям той или иной дисциплины.

Одним из самых выгодных контрактов Nike заключил с новичком Майклом Джорданом, выступающим за “Chicago Bulls”. Это соглашение изменило все. С приходом Джордана меняется все, от дизайна продукции до маркетинговых принципов. Впервые разрабатывается концепция новой коллекции Jordan, включающая в себя не только обувь, но и одежду. Именно в это время происходит рождение “воздушной легенды”.

До заключения контракта с Майклом Джорданом в баскетболе безоговорочно лидировали Converse, но уже до официального старта продаж на широком рынке у магазинов толпились очереди. Особый интерес подогревал и тот факт, что черно-красные кроссовки Air Jordan привели к наказанию баскетболиста. Все баскетболисты носили в те времена исключительно белую обувь. Комиссары NBA оштрафовали Джордана на 1000 долларов. Ему было запрещено носить эти кроссовки.

nike история бренда

Компания решила воспользоваться подобным уникальным шансом и договорилась с Джорданом о том, что будет оплачивать все его штрафы. Тот продолжил выступать в знаменитых красно-черных высоких кроссовках Air Jordan. Ставка на подобную стратегию сработала прекрасно. Интерес к бренду возрос не только в Соединенных Штатах Америки, но и по всему миру.

Технология Air была предложена бренду авиационно-космическим инженером Фрэнком Руди еще в 1979 году и принесла компании в будущем миллиарды. Воздушные подушки в подошве разительно отличались от резиновых классических трубок тем, что не спрессовывались со временем и оставались мягкими и пружинистыми гораздо дольше. По-настоящему технология раскрылась в 1987 году во времена кризиса в Nike. Дизайнеры запустили новую коллекцию Air Max с прозрачным окошком, через которое была видна амортизирующая подкладка. Во времена тотального увлечения фитнесом она каждый год пополняется новой моделью, которая отлично подходит как для бега, так и для других тренировок.

За первыми Air Jordan следуют вторые. Их стоимость уже составляет 100 долларов против 65 долларов за первые. Повышение стоимости не приводит к падению спроса. Все болельщики хотят кроссовки как у Джордана. К третьей модели необходимо было придумать нечто новое. Эта важная ответственность была доверена Тинкеру Хэтфилду. Созданные им Air Jordan III до сих пор считаются лучшими среди баскетбольных моделей.

Nike не перестает сотрудничать с мировыми звездами спорта. Он регулярно подписывает контракты со знаменитыми теннисистами, футболистами. Криштиану Роналду в кроссовках Mercurial Vapor Superfly II  от Nike с адаптивными шипами, меняющими свою высоту в зависимости от покрытия, становится настоящей легендой футбола.

История Nike

История Nike: строительство империи

В 1988 году компания запускает рекламную компанию с известными спортсменами под названием “Just Do It”. У каждого уже была отдельная коллекция. Подобный подход приносит компании невероятный успех и прибыль. Бренд становится мировым лидером по продаже одежды и обуви для спорта.

В штате Орегон открывается Всемирный центр Nike. Он включает в себя семь зданий, названных в честь знаменитых спортсменов. Центр располагается на 53 000 квадратных метров. Здесь же появляется первый розничный магазин торговой марки. Постепенно центр расширяется.

В 2000 году умирает Билл Бауэрман. Компания никогда не изменяет тем принципам, которые этот выдающийся тренер и новатор заложил как при основании, так и становлении компании.

nike история создания

С 2001 года компания, помимо одежды и обуви для профессиональных спортсменов, начинает создавать и продвигать продукцию для любителей. Это становится новым этапом развития бренда, который остается любимым у многих поклонников по всему миру.

Особое внимание корпорация уделяет развитию спорта и поддержанию здорового образа жизни среди молодежи. Nike регулярно запускает различные акции и программы. Умение прекрасно чувствовать то, что нужно покупателю, делает бренд одной из самых успешных спортивных марок в мире.

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас заинтересует

Вступай в cообщество

Подпишись и получай актуальные новости одним из первых


Нажимая кнопку “Подписаться” вы подтверждаете свое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.