27.04.2024
Время для чтения: 5 мин
5.0 Рейтинг
21 Комментарии

Зачем нужны контактные педали на велосипеде?

Как выбрать контактные педали

Использование контактных педалей — безопасный способ кругового педалирования за счет легкого сцепления с педалью. На подошве велосипедной обуви крепится специальный элемент, выполненный из металла, который при нажатии создает надежное сцепление с педалью. Освобождение ноги при этом осуществляется с помощью поворота стопы. Из нашей статьи вы узнаете, зачем нужны контакты, какие типы контактных педалей существуют.

Историческое развитие конструкции педалей

Самой простой вариацией педалей является платформа. Она используется и в современных байках. Их ось вращения расположена в центре. Их производство не представляется сложным, поэтому они достаточно дешевы. Это никоим образом не означает, что покупка велосипеда с платформами является плохой идеей. Они просто не предназначены для набора высокой скорости.

Обусловлено это тем, что педали крутятся путем поочередного надавливания ногами. За такую особенность их нередко называют топталками. Чтобы стало возможным развивать при педалировании более высокую скорость, были разработаны туклипсы. Они имеют стремя под носок и ремешок для стягивания стопы.

Туклипсы, в отличие от платформ, позволяют не только надавливать на педаль сверху вниз, но и подтягивать ее снизу вверх. Протягивать при этом ее назад в нижнем положении нельзя. Обусловлено это вероятностью выскальзывания из стремени. За счет изменения конструкции удалось значительно повысить эффективность педалирования. К сожалению, туклипсы не отличаются удобством и достаточно небезопасны.

Контактные педали или контакты стали новым этапом развития. Состоят они из двух элементов — педаль с пазом и шип. Последний крепится на подошве, а затем вставляется в специальный паз на педали. Фиксация максимально проста и надежна.

Ничего сложного в том, как встегиваться в контактные педали, нет. Встают на велосипеде рядом с опорой и шипом, прикрученным заранее к подошве, цепляются за паз, а затем надавливают на педаль. Чтобы высвободиться из контактов, достаточно повернуть ногу в сторону или вверх. Новым этапом развития стали автоматические контактные педали. Они максимально безопасны и позволяют высвободиться при столкновении и резком торможении.

Для чего нужны контактные педали

Зачем нужны контактные педали?

Такая вариация велосипедных педалей пользуется большой популярностью, обусловленной следующими причинами:

  • равномерное обеспечение нагрузки;
  • более легкое вождение на высоких скоростях;
  • улучшенная управляемость;
  • уменьшение нагрузки на коленный сустав;
  • гармоничное развитие мышц нижних конечностей;
  • более простое и безопасное выполнение трюков.

Четкое понимание того, для чего нужны контактные педали, позволяет определиться с тем, пользоваться ли таким вспомогательным элементом или нет.

Классификация педалей, и какие они бывают

Разобравшись в том, что такое контакты, необходимо понять, нужны ли они вам, как выбрать контактные педали под свой стиль вождения и цели.

Педали по назначению

По этому признаку велосипедные педали бывают четырех типов:

  • Прогулочные. Самые простые платформы, используемые в бюджетных, детских и любых моделях для неспешных поездок.
  • Для экстремалов. Это простые платформы, но с более широкой площадкой с мелкими неровностями. Контакты для таких целей не подходят по причине отсутствия возможности отстегивания при выполнении трюков.
  • Для маунтинбайка. Представлены контактами и автоматами небольших размеров, позволяющих быстро встегиваться и выстегиваться. Обувь под них разработана таким образом, чтобы не мешала обычной ходьбе.
  • Шоссейные. Контакты и автоматы отличаются большой площадью для обеспечения максимальной устойчивости. Рамка и шип занимают треть длины обуви. Могут быть композитными и пластиковыми. Ходить в обуви под такие педали очень сложно.

Типы контактных педалей

Педали по конструкции

Конструктивно педали делятся на:

  • Платформы, отличающиеся простотой и плоские с каждой стороны.
  • Контакты односторонние, которые встегиваются с одной стороны. Такие встречаются почти во всех шоссейных.
  • Контакты двухсторонние с рамкой под шипы с каждой стороны, в разы экономящие время для крепления. Подобные встречаются почти во всех маунтинбайковских.
  • С еще одной опорой, позволяющей увеличить площадь соприкосновения. Применяются в туризме при использовании контактной обуви с мягкой подошвой.
  • Туклипсы, которые имеют стремя и ремешок для фиксации стоп.

Педали по расположению шипа

В контактах шипы могут быть как на подошвах, так и на педалях. Первый вариант самый распространенный. Вторая разновидность отличается тем, что рамка крепится к подошве обуви, например, такие встречаются в шоссейных моделях.

Педали по степени фиксации

По способу крепления бывают:

  • жестко фиксирующиеся без штатных люфтов, в которых свобода дается только для вращения педалей
  • свободные с люфтом, позволяющие свободно разворачивать стопы, что отлично подходит людям с проблемами коленных суставов.

Оба варианта представлены и для маунтбайкинга.

Как встегиваться в контактные педали

Велосипедные велотуфли: контактные, универсальные и обычные

При использовании контактов значение имеет выбор обуви, поскольку они являются неотъемлемой частью системы.

Типы и стандарты крепления шипов

Обычная обувь под контактные педали не подходит. Необходима только специальная, которая бывает двух типов:

  • маунтинбайковские (SPD) — на подошве расположены по два отверстия в два ряда, подходящие под стандарт крепежа на два винта.
  • шоссейные (SPD-SL) — на подошве имеются три длинных и широких отверстия, дающих возможность регулировать шип в большом диапазоне.

Маркировка позволяет подобрать вариант для конкретного типа контактов.

Как установить контактные педали

Шоссейные и маунтинбайковские велотуфли

Шоссейная обувь — легкие модели с негнущейся подошвой. Такая особенность позволяет экономить энергию при передаче усилия от нижних конечностей к педалям, а также контролировать управляемость велосипеда. На подошве чаще всего отсутствует протектор, что улучшает аэродинамику.

Маунтинбайковская обувь практически не отличается от шоссейной. Жесткая подошва также выполнена из композита либо пластика. В более дешевых моделях может присутствовать металлическая пластина для повышения жесткости. Главным отличием является наличие агрессивного протектора, поскольку при занятиях маунтинбайкингом нередко приходится спешиваться для преодоления различных препятствий.

Контактная обувь широкого круга применения

Ошибочно считать, что обувь под контакты подходит только для занятий кросс-кантри и других дисциплин маунтинбайка. Она более универсальна. Приобретать такую можно для внедорожного туризма, а также под универсальные прогулочные байки. Она отлично подходит для преодоления пешим ходом различных препятствий, когда спешиваются с велосипеда.