Правила игры в шахматы

Аватар Айнур Кабдуллин
Айнур Кабдуллин
правила шахмат

Шахматная партия ведется между двумя шахматистами, один из которых играет белыми, а другой черными фигурами. Общие правила шахмат для начинающих достаточно просты для освоения, если внимательно изучить основы. Победа в партии во многом зависит от собственных навыков игрока и умения просчитывать ходы наперед. В нашей статье мы расскажем основные правила игры в шахматы. Они позволят с легкостью постичь все важные азы.

Основные правила игры в шахматы

Шахматы – это игра со множеством уникальных особенностей и нюансов. Правила игры в шахматы охватывают лишь ключевые особенности. Существует несколько сценариев, при котором ход считается совершенным:

  • когда игрок опустил фигуру на свободное поле;
  • когда игрок “взял” фигуру соперника, поставив на ее место свою фигуру;
  • после совершения рокировки.

Игрок также обязан сделать ход фигурой, если он взял её в руку. Если нужно переместить фигуры на доске, игрок должен предупредить соперника, чтобы такое касание не считалось ходом.

правила игры в шахматы

Правила шахмат, помимо стандартных, также предусматривают два специальных хода:

  • Рокировка – это единственная возможность двигать сразу две фигуры за один ход: король двигается на две клетки в сторону ладьи, а ладья перемещается на поле между начальной и конечной позициями короля.
  • Взятие на проходе – это специальный ход, который позволяет пешке “взять” пешку соперника, делающую двойной прыжок, как если бы она сделала обычный одиночный шаг.

Эти аспекты являются довольно сложными. Если же не углубляться в подробности, целью является поставить мат, то есть лишить соперника возможности защитить своего короля. Однако бывают ситуации, когда мат не происходит:

  • Если один из игроков осознает своё безвыходное положение, он может сдаться.
  • Пат – игровая ситуация, при которой ни один игрок не способен достичь победы, приводит к ничейному результату.

Шахматная доска и ее расположение

Игровая доска для шахмат состоит из 64 клеток одинакового размера, чередующихся по цвету: светлые (белые) и темные (черные) по вертикали и горизонтали.

Доска устанавливается перед игроками так, чтобы угловая клетка справа от каждого из них была светлой. Вертикальный ряд из 8 клеток, начинающийся у одного игрока и протягивающийся к другому, называется вертикалью.

Горизонтальный ряд из 8 клеток, идущий от одного края доски к другому под прямым углом к вертикалям, называется горизонталью. Ряд клеток одного цвета, соединяющихся углами, образует диагональ. Диагональ, которая проходит от одного угла доски к другому, называется “большой диагональю”.

правила шахмат для начинающих

Ведение партии

В ходе партии оба участника чередуются, предпринимая по одному ходу за раз. Партию начинает игрок, управляющий белыми фигурами. Один ход за белыми, а затем один ход за черными составляют целостный игровой ход. Решение о том, кто из партнёров играет белыми, в дружеской партии может быть принято путём жеребьёвки или соглашения игроков, а на соревнованиях регулируется установленными правилами.

Фигуры и их расположение

Основные правила шахмат предполагают ещё один важный аспект: правильное начальное расположение фигур на шахматной доске, которая представляет собой квадрат, разделённый на 64 клетки, чередующиеся по цвету (белые и чёрные). Горизонтали пронумерованы от 1 до 8, а вертикали имеют буквенные обозначения от a до h, что дает каждой клетке свои координаты, например, b6.

Перед началом игры все фигуры должны быть установлены на своих стартовых позициях. Размещение фигур происходит следующим образом:

  1. По краям доски располагаются ладьи, представляющие башни. У белых ладьи находятся в клетках a1 и h2, а у чёрных – в клетках a8 и h8.
  2. Рядом с ладьями ставятся кони: белые кони занимают клетки b1 и g1, а черные – b8 и g8.
  3. Сразу за конями располагаются слоны. Белые слоны стоят в клетках c1 и f1, а черные – c8 и f8.
  4. В центральных клетках первого ряда находятся король и ферзь, наиболее значимые фигуры на доске. Запомните, что король разрешает ферзю стать на клетку того же цвета. Таким образом, белый ферзь стоит в клетке d1, а черный – d8. Короли занимают клетки под буквой “е”: белый король находится в e1, а черный – в e8.
  5. Расположение пешек самое простое. У каждого игрока в коллекции по восемь пешек, которые выстраиваются перед фигурами первого ряда. Белые пешки занимают клетки с a2 по h2, а черные – с a7 по h7.

как играть в шахматы правила

Общее понятие хода

За исключением рокировки, ход в шахматах представляет собой перемещение фигуры с одной клетки на другую, будь то свободная или занятая фигурой соперника. Ходы в шахматах осуществляются игроками поочередно.

Важно отметить, что ни одна фигура, за исключением ладьи во время рокировки и коня, не может перепрыгивать другие фигуры или пересекать поля, занятые другими фигурами.

Если фигура перемещается на клетку, занятую фигурой противника, то фигура противника снимается с доски игроком, совершившим данный ход. Это действие называется взятием. Следует отметить, что король – единственная фигура, которую нельзя взять и снять с доски.

Правило первого хода в шахматах

Шахматная партия включает в себя три основных этапа:

  • дебют
  • миттельшпиль
  • эндшпиль

Зачастую начальная фаза или дебют недооценивается, хотя именно здесь формируется структура всей игры и можно завоевать инициативу. Перед началом партии проводится жеребьевка (если не установлены иные правила), определяющая, какой шахматист будет играть белыми фигурами. Игрок, получивший белые фигуры, делает первый ход, в то время как его соперник играет вторым.

Основные правила шахмат

Ходы фигур

Название Фигура Описание
Король Король За исключением рокировки, король передвигается на одну смежную свободную клетку, не находящуюся под ударом фигур соперника. Рокировка – это особый ход, при котором король двигается на две клетки по горизонтали, а ладья пересаживается на клетку, которую король пересек. Однако рокировка недоступна, если король или ладья уже двигались, если поле, которое король должен пересечь, находится под атакой соперника или между королем и ладьей на горизонтали есть другие фигуры.
Ферзь Ферзь Ходит по вертикалям, горизонталям и диагоналям, пока есть свободные клетки. Исторически слабая фигура: изначально мог ходить только по диагонали на одну клетку, но позднее его ход был изменен на более свободный, позволяя ему двигаться как конь на одну клетку, если на его пути нет других фигур.
Ладья Ладья Двигается по вертикалям и горизонталям, пока есть свободные клетки
Слон Слон Двигается по диагоналям, остаются на клетках своего цвета.
Конь Конь Может двигаться на одну из ближайших клеток, но не по той же горизонтали, вертикали или диагонали, на которой стоит.
Пешка Пешка Передвигается на одну клетку только вперед, за исключением взятия другой фигуры, которое происходит по диагонали. Из начальной позиции пешка может двигаться на две клетки вперед. Пешка может взять фигуру соперника, находящуюся на соседней клетке по диагонали. Если пешка двигается на две клетки и оказывается рядом с пешкой соперника, то она может быть взята ею. Когда пешка достигает последней горизонтали, она может быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета.

Осуществление хода

Ход считается выполненным в следующих случаях:

  • когда фигура перемещена на свободное поле и игрок отпустил её;
  • при взятии фигуры с доски, после чего игрок отпускает свою фигуру на новом месте;
  • при выполнении рокировки, когда ладья устанавливается на поле, которое пересек король, и игрок отпускает ладью;
  • в случае превращения пешки, когда она убирается с доски, и игрок отпускает новую фигуру на поле превращения.

Прикосновение к фигуре

Игрок может корректировать позицию одной или нескольких фигур на их клетках, предупредив своего соперника заранее. В противном случае если игрок прикоснется:

  • К одной или нескольким своим фигурам, он обязан сделать первый ход той фигурой, к которой прикоснулся, и которая может сделать ход.
  • К одной или нескольким фигурам соперника, он должен взять первую фигуру, к которой прикоснулся, и которую можно взять.
  • К одной или нескольким своим фигурам и одновременно к одной или нескольким фигурам противника, он должен взять сначала фигуру соперника (по возможности, первую) своей тронутой фигурой (по возможности, первой) или, если взятие невозможно, первым ходом переместить свою тронутую фигуру (по возможности, первой).

Если и это невозможно, игрок может сделать любой другой допустимый ход.

правила шахмат шах и мат

Шах

Шах может быть поставлен тогда, когда поле, на котором стоит король, оказывается под атакой фигур противника

Шах королю должен быть устранен на следующем ходу. Существует несколько способов защиты от шаха:

  • король может переместиться на клетку, которая не находится под атакой фигур соперника
  • король может взять фигуру, которая угрожает ему
  • другая своя фигура может быть поставлена на клетку, находящуюся между королем и фигурой противника, угрожающей королю.

Второй и третий варианты защиты недоступны, если наложен двойной шах. Кроме того, короля нельзя прикрыть фигурой, если его атакует конь. Если невозможно предотвратить шах на следующем ходу, это приводит к объявлению мата игроком, который считается победителем партии.

правила шахмат коротко

Выигрыш партии

  • В шахматах победителем считается игрок, который объявляет мат королю своего соперника.
  • Также победой завершается партия, если один из игроков сдаётся, признав своё поражение.
  • Если у одного из игроков заканчивается время для ходов, отведённое регламентом партии, и при этом у его соперника есть возможность поставить мат при условии наименее компетентной игры соперника, то это также считается победой. Шахматист, у которого закончилось время в этом случае, признается побежденным, в противном случае присуждается ничья.
  • Игрок считается побеждённым, если он совершает два невозможных хода, и у его соперника при этом есть возможность поставить мат, даже при наименее компетентной игре соперника. Шахматист, сделавший два невозможных хода, признается проигравшим, иначе партия завершается вничью.
  • Если игрок нарушает правила игры, например, не записывает секретный ход при откладывании партии, записывает невозможный ход или ход, вызывающий неоднозначность, то он проигрывает. Игрок также проигрывает, если отказывается продолжать партию, не признав поражения и не уведомив арбитра.
  • Если игрок не является на турнир в рамках установленного времени ожидания, он считается проигравшим по техническим причинам. Обычно, временем ожидания считается интервал времени, в течение которого игроку предоставляется возможность начать партию.
  • Техническая победа может быть присуждена игроку, если у него нет соперника или соперник был исключен из турнира, не успел явиться вовремя.

Ничья

Партия может завершиться вничью в следующих случаях:

  • Если игровая ситуация приводит к «мёртвой позиции», когда на доске остаются недостаточные фигуры для возможности выигрыша (например, король против короля, король против короля с конём, король против короля с одним или несколькими слонами на одном цвете).
  • В случае пата, когда король игрока (при его очереди хода) не находится под шахом, но у игрока нет возможных ходов.
  • По взаимному согласию игроков, с учетом софийских правил и по решению судьи.
  • Если игрок требует ничью после троекратного повторения одной и той же позиции на доске, при этом тот же игрок каждый раз делает ход, и правила игры и возможности одинаковы (включая право на рокировку и взятие на проходе).
  • Если игрок доказывает, что обе стороны сделали не менее 50 ходов, в которых ни одна фигура не была взята и ни одна пешка не двигалась. Если такая ситуация возникает после 75 ходов, партия завершается вничью без требования игрока. Если на доске возможен мат, игра завершается победой.
  • Если у одного из игроков истекло отведенное время для ходов согласно регламенту партии, и он сделал два невозможных хода, а его соперник не может поставить мат, даже при наименее квалифицированной игре соперника (например, когда остается только один король).
  • Если оба игрока потеряли флажки в последнем периоде игры, и невозможно установить, чей флажок упал первым.
  • Если применяются рекомендации ФИДЕ в последнем периоде без дополнений, и арбитр объявляет ничью после заявления игрока, у которого остается менее двух минут, и его соперник не пытается выиграть партию стандартными методами, играя на флажок.

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас заинтересует

Вступай в cообщество

Подпишись и получай актуальные новости одним из первых


Нажимая кнопку “Подписаться” вы подтверждаете свое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.