Правила игры в крикет

Айнур Кабдуллин
крикет правила

В крикет правила не сведущему человеку могут показаться слишком сложными и непонятными. Командная игра одновременно похожа на другие аналогичные соревновательные спортивные дисциплины и сильно отличается своими специфическими особенностями. Мы расскажем вам об официальных правилах игры в крикет простыми словами, которые позволят разобраться в тонкостях этой популярной игры.

Краткие правила игры в крикет

Игра отличается множеством нюансов и особенностей. Она характеризуется длительностью, сложностью и в значительной степени отличается от привычных командных игр.

правила игры в крикет

Правила крикета кратко:

  • Игра проходит на овальном травяном поле. В середине расположена прямоугольная зона, называемая земляным питчем, обозначенная калитками. Они представляют собой приспособления из дерева, похожие на перевернутую букву «Ш».
  • В крикет играют две команды по 11 человек в каждой. Одна из команд нападает, а вторая обороняется. Задача нападающих — разрушить калитку противоположной команды, поразив ее мячом. Цель обороняющейся команды — защищаться, то есть беречь калитку, не давая оппонентам попасть по ней мячом и заработать нападающим баллы.
  • Подача мяча осуществляется в игровых зонах, расположенных вдоль длины питча, обозначенных специальными линиями разметки, называемые кризами. Подающий мяч игрок называется боулером. Защитник, который отражает бросок боулера битой, называется бэтсменом. Игрок, стоящий непосредственно за калиткой, носящий перчатки, называется уит-кипер.
  • Позиции боулера и бэтсмена могут занимать все игроки поочередно. Если выбиваются все бэтсмены, иннинг заканчивается. Каждый крикерист за игру может сделать по 6 бросков, которые все вместе называются «овер». Боулер бросает мяч. Бэтсмен отбивает мяч. Пока снаряд находит в полете, бэтсмен должен успеть добежать до другого конца питча.
  • Начисляемые баллы зависят от дальности броска. До края питча начисляется 4 балла, а бросок за пределы питча — 6 баллов. Когда мяч отлетает недостаточно далеко, у бэтсмена появляется дополнительная возможность на получение баллов. Они начисляются тогда, когда бэтсмен успевает добежать до противоположной калитки и вернуться обратно.
  • Остальные игроки, за исключением исполняющих обязанности боулера и бэтсмена, рассредоточены по всей площадке. Их цель — помешать сопернику получить баллы и защитить свою калитку. Если калика окажется разрушенной, бэтсмен выводится из игры. Таким образом, игрок за игроком покидает поле, пока не будет закончен иннинг (период игры). Далее, команды меняются позициями, то есть обороняющиеся становятся атакующими, и наоборот.

Правила игры в крикет предполагают то, что за игрой следят двое судей. Они обеспечивают правила и выносят соответствующие решения. На международных матчах регламент может требовать присутствия третьего судьи, который находится не на поле, а за его пределами и помогает своим коллегам. За ведением счета следят два маркера, которые фиксируют решение судьи и следят за сигналами судей.

правила крикета кратко

Смысл и цель игры

В крикет правила игры довольно сложны для понимания без точного понимания смысла и цели игры. Аналогично другим командным соревновательным играм победа присуждается той команде, которая набрала наибольшее количество очков.

Они присуждаются за броски в сторону калитки соперника. В расчет принимается дальность совершенного броска. Пробежки между точками — не единственная возможность для набора очков. Зарабатывать баллы можно также выводом соперника из игры посредством ран-аута.

Чтобы обе команды находились в равных условиях, отбивающие и защищающиеся чередуются. Один иннинг (период игры) одна команда отбивает, а другая обороняется. После перерыва они меняются местами. Порядок чередования определяется жеребьевкой.

правила крикета простыми словами

Игроки и судьи

В крикете правил относительно игроков, судей и маркеров всего четыре:

  1. Игроков, включая капитана, в каждой команде одиннадцать. От правила отходят исключительно вне рамок официальных соревнований. О большей численности составов команды договариваются предварительно. В рамках официальных турниров это недопустимо.
  2. Замены проводят для травмированных игроков. Заменивший игрок не имеет право выступать в качестве капитана, отбивать, подавать, охранять калитку. Когда замененный крикетист восстанавливается, он с разрешения судьи возвращается на игровое поле. У бэтсмена, который не может бегать, может быть свой раннер (бегун), бегающий, пока тот продолжает выполнять отбивания. Если арбитр не дал соответствующей команды, а игрок вышел на игровое поле и коснулся мяча, тот незамедлительно становится мертвый. Отбивающая команда получает пять ранов (основная единица подсчета очков по правилам крикета).
  3. Судьи, которых на матче работает двое, следят за соблюдением правил. О своих решениях они сообщают маркерам. Третий судья присутствует вне поля исключительно на турнирах международного уровня.
  4. Маркеры на матче работает двое. Они следят за сигналами, которые дают судьи, ведут счет для обеих команд.

Все игроки, присутствующие на поле, поочередно становятся подающими (боулерами) и отбивающими (бэтсменами).

По правилам игры в крикет матч проходит на поле эллиптической формы, покрытым травой с четкой разметкой, именуемой «площадка». По его центру расположен питч, по краям которого расположены калитки (ворота), состоящие из трех вбитых в землю ригелей с незакрепленными сверху перекладинами.

Поле для крикета

Поле для крикета

Размеры игрового поля
Диаметр в мужском крикете Диаметр в женском крикете
от 140 до 150 м от 110 до 130 м
Размеры питча
Длина Ширина
20 м 3 м
Размеры калитки
Высота Ширина
0,72 м 0,3 м

Питч разделен несколькими линиями, которые называются кризами. Они делятся на следующие типы:

  • Поппинговый. Отмечает рубежи вывода бэтсмена посредством ранг-аута.
  • Возвратные. Размещаются по обе стороны по всей длине питча.
  • Боулинговая. Зона подачи мяча.

Неконтактный вид спорта с битой и мячом требует от игроков ношения защитного снаряжения, позволяющего избежать получения травмы.

Правила игры в крикет требуют использования следующего оборудования:

  • Летучая мышь. Выполненная из особого сорта древесины бита. Красивая резная, она имеет ручку для удержания в руках, широкое основание для отбивания шара. Приспособление имеет градацию по весу и размеру, зависимую от возраста игрока, требований конкретного турнира. Максимальная длина биты составляет 97 сантиметров, а ширина — 10,8 сантиметров.
  • Шар. Сферическое снаряжение из пробки, обтянутое сверху натуральной кожей. Обтяжка осуществляется не цельным куском. Используется два кусочка кожи, одинаковой формы, которые сшиваются вокруг пробки. Вес снаряда не должен превышать 155,9-163 грамма. Мячи красного цвета используются в тестовых матчах, а белого — для матчей T20 и ODI. Замена мяча может проводиться при его потере, а также проведении 80 тестовых и 34 однодневных международных матчей.
  • Keeper Glove/вратарские перчатки. Парное снаряжение, призванное защищать пальцы на руках от получения травмы. Пошиты перчатки из кожи и ткани. Они точно повторяют форму ладони. С внутренней стороны экипировки имеются специальные зазоры с пробковыми наконечниками, обеспечивающие большую защиту.
  • Batsman Glove/перчатки бэтсмена. Гораздо меньше и мягче вратарских перчаток. Используется бэтсменом для удержания биты за ручку. По внешней стороне дополнительно защищены твердой губкой.
  • Подушки Keeper/Batsman. Часть защитного обмундирования вратаря/игрока с битой. Спереди выполнены твердыми, а сзади — мягкими. Подушки призваны защитить ноги от удара мяча. Они выполняются из кожи с тканью. Дополнительную жесткость передней части снаряжения придают деревянные или пластиковые вставки.
  • Шлем. Еще одно защитное снаряжение бэстмена. Выполняется из металла и твердого пластика. Спереди на шлеме обязательно должна быть решетка, которая защищает лицо от попадания мяча.
  • Калитка, которую образуют пни и залог. Пни представляют собой длинные цилиндрические элементы, закрепляемые острым концом в земле. Залог – небольшой элемент, помещаемый поверх трех пней, для образования калитки. Зубья используются для определения того, когда калитка опущена либо сломана. Это важный критический фактор, определяющий положение игрока с битой.

Полную защиту (шлем и подушки) надевает только бэтсмен. Подушки также носит уит-кипер. Оба эти игрока также надевают перчатки. Оставшиеся игроки находятся на поле без защиты. Основной комплект одежды состоит из брюк, рубашки или майки с длинным рукавом. Поверх может надеваться свитер с вырезом V-образной формы. Иногда форму в крикет называют фланель. Цвет обычно белый с эмблемой команды.

Экипировка в крикете

Структура матча

Крикет отличается от прочих неконтактных соревновательных командных игр тем, что продолжительность матча не ограничивается одним днем. Существуют однодневные и многодневные матчи. Продолжительность последних составляет от 3 до 5 дней. Каждый игровой день продолжается не более 6 часов.

Особенности игры:

  1. Начало матча. Команды перед началом матчей договариваются о том, будет ли проводиться один иннинг либо победитель определяется по результатам двух партий. Иннинги бывают ограниченными по времени или числу оверов. Договоренность между командами присутствует тогда, когда это матч вне рамок соревнований. На практике данные параметры определяются регламентом. Если это матч с двумя иннингами, команды отбивают мяч по очереди.

Иннинг завершается:

  • если все бэтсмены отбивающей команды выведены из игры;
  • капитан сообщает об отказе от иннинга;
  • истекает лимит времени или количество оверов.

Перед началом игры проводится жеребьевка. Капитан победившей в жеребьевке команды выбирает, будет ли его команда подающей либо отбивающей.

  1. Фоллоу-он. Применяется для матчей в два иннинга и более. Правила игры в крикет заключаются в том, что команда, отбивающая второй и набравшая гораздо меньше ранов, первая имеет право объявить фоллоу-он. Если говорить простыми словами, вынудить отстающую команду выступать в роли отбивающихся во втором иннинге. Иными словами, чередование нарушается и игра проходит по схеме 1-2-2-1, а не 1-2-1-2. Для многодневных матчей разрыв очков в фоллоу-он должен составлять не менее 200 ранов, для трех- и четырехдневных — 150 ранов, для двухдневных — 100 ранов, а для однодневных — 75 ранов.
  2. Объявление и отказ. Правило применимо исключительно для матчей в два иннинга и более. Объявление — это право капитана о завершении иннинга, когда мяч признается мертвым. Оно выносится исключительно в том случае, если капитан считает, что набранного количества очков достаточно для победы. Отказом называется отказ от проведения иннинга до начала периода. Отказные иннинги засчитываются как сыгранные.
  3. Перерывы. Продолжительность перерыва зависит от того, в какой момент он делается. Между игровыми периодами продолжительность перерыва составляет 10 минут. Отдельным пунктом предусмотрены паузы для проведения чаепития, ланча, утоления жажды. Подобные паузы в игре обязательно согласуются перед началом матча. Нередко предварительно даже составляется расписание.
  4. Начало и конец игры. Объявляются соответствующим сигналом судьи — Play (игра) и Time (время). Когда за последний час игры сделано менее 20 оверов, игровое время продлевается до тех пор, пока не будет выполнена норма.

Очередной блок правил определяет требования к ходу матча.

Запрещено:

  • Тренироваться и разминаться в области питча в дни проведения матчей. Нарушитель наказывается временным удалением игрока.
  • Устраивать пробные забеги перед осуществлением задачи тогда, когда судья считает, что это может привести к трате игрового времени.

Игрокам запрещено тренироваться и разминаться в области питча в дни матчей. Нарушение карается отстранением нарушителя на некоторое время из игры.

Игра в крикет - правила

Счет и результат

В правилах крикета по подсчету ранов огромное значение имеют границы поля. Рекомендуется выбирать их таким образом, чтобы они были обозначены по всей длине.

Количество набираемых очков:

  • 6 ранов — отбитый мяч достигает границы без касания поля;
  • 4 рана — отбитый мяч пересекает либо касается границы;
  • 2 рана — успешный пробег из одного конца питча в другой обоих бэтсменов;
  • 1 ран — успешный пробег из одного конца в другой конец питча одним бэтсменом.

Бэтсмены могут отказаться от пробега и потерять ран в том случае, когда существует риск разрушения калитки.

Дополнительные очки присваиваются при нарушении правил соперниками:

  • потеря мяча;
  • выход мяча за обозначенные границы поля.

Счет для каждой команды определяется по формуле m/n, где m — число набранных ранов, n — число проигранных калиток. Если количество ранов равно 150, а проиграна была 1 калитка, то отображается счет как 100/1. Победителем признается команда, которая набрала больше всего очков. Когда очки равны, объявляют ничья-тай. Когда команда не может провести иннинг к концу назначенного времени, объявляют ничья-дроу. Если объяснять это правило игры в крикет простыми словами, то матч завершается победой одной из команд, ничьей по времени либо же по счету.

Вывод бэтсмена

Отбивающий игрок может быть удален из игры несколькими способами:

  • Пойманный мяч отскочил от травяного покрытия. Когда были сбиты столбцы и перемычки, уложенные на них сверху.
  • Сбита калитка мячом либо рукой, которая держит мяч, если игроки при этом бегут к концу игрового поля.
  • При покидании поля бэтсменом осуществляется передача кэтчеру, бьющего по калитке.
  • Падение калитки в результате непреднамеренных действий бэтсмена.
  • Умышленная игра мячом или двойной удар битой.
  • Нахождение на позиции больше трех минут при наличии травмы.

правила крикета простыми словами

Как играть в крикет?

Игра в крикет требует неукоснительного соблюдения правил. Обязательными условиями являются:

  • две команды по 11 человек;
  • поле с питчем и двумя калитками;
  • двое судей;
  • экипировка и снаряжение.

С началом матча по результатам жеребьевки одна из команд подает, а другая отбивает. Очки/раны начисляются за удачные броски, отбивания и пробежки, нарушения правил оппонентами, а отнимаются за повреждение калитки при подсчете результатов.

Организация и проведение турниров

Матчи по крикету проводятся по одному из общепринятых форматов:

  • Крикет первого уровня. Матчи ограничиваются по времени. Каждая команда отыгрывает два иннинга в качестве отбивающего. Продолжительность варьируется от трех до пяти дней, но не более шести часов в день.
  • Крикет с ограниченными оверами. Продолжительность матча определяется числом сыгранных оверов (20 либо 50). Каждая сторона проводит один иннинг в качестве отбивающей команды. Матчи могут проводиться более шести часов.

Относительно новым форматом стала система Twenty20, которая появилась в 2003 году в Англии. Она позволяет проводить матчи длительностью в три часа или немного дольше. Разрабатывался формат для возможности игры в часы досуга, но быстро обрел популярность. По формату Twenty20 в 2007 году был проведен первый чемпионат мира.

Международный совет крикета

Главным регулирующим органом крупнейших соревнований и чемпионата мира является Международный совет крикета. Штаб-квартира находится в Дубае. Совет назначает судей на матчи. В его состав входят 106 крикетных национальных федераций, 10 из которых имеют статус полного члена. Последние получают автоматическое право на участие во всех матчах первого уровня.

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас заинтересует

Вступай в cообщество

Подпишись и получай актуальные новости одним из первых


Нажимая кнопку “Подписаться” вы подтверждаете свое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.