Герои клавиатуры и джойстика. Как зарождался киберспорт

Аватар Кирилл Карагодин
Кирилл Карагодин
rwgf3tdg
Фото: Inbusiness.kz

Сейчас киберспорт гремит на весь мир. Турниры с миллионами долларов призовых, сотни тысяч зрителей, гигантская медийность и куча мемов – развлекухой для задротов это уже не назвать. Но как культура соревновательных видеоигр появилась на свет?

Начнем же мы наш рассказ даже не с истории – про третьих «Героев», «Старкрафт» и «Квейк» вы и так всё знаете – а с предыстории. В те далёкие-далёкие времена, когда интернет был лишь у военных и ученых, обычные люди играли и соревновались совсем не так. Друг с другом сражались не в виртуальном пространстве, а в попытках по очереди показать рекордный результат на одном устройстве, будь то компьютер или аркадный автомат.

Первым турниром по видеоиграм считается «Межгалактическая олимпиада по Spacewar» («Intergalactic spacewar olympics»). Кстати, эта игра и стала предтечей легендарной «Space Invaders». И родился мировой киберспорт из довольно простой и скромной идеи.

Герои  клавиатуры и джойстика. Как зарождался киберспорт
Та самая SpaceWar. Фото: ThoughtCo

В 1972 году, 19-го октября в 20:00, работники и студенты Стэндфордского университета решили побороться за годовую подписку на журнал «Rolling Stone». Сделали они это после рабочего дня в лаборатории по исследованию искусственного интеллекта – совмещение приятного с полезным, так сказать. Для привлечения внимания к этому событию на афишах красовалась надпись «Бесплатное пиво!» (надо заметить, отличный ход). В каждом из трех зачетов – массовой игре (Free For All), командном 2х2 и личном первенстве – лучшими становились те, кто набирал больше очков. Победителем в FFA стал Bruce Baumgart, участники с никами Tovar и REM выиграли турнир 2х2, и все тот же Tovar стал первым в личном зачёте. Не остался турнир и без внимания прессы – осветить его решил спортивный журналист из Stone Sports Стюард Бранд, чей репортаж и стал первым очерком журналиста о киберспорте.

С развитием аркадных игр начали появляться соревнования по набору очков: так, с 1980 года начали проводиться чемпионаты Atari’s Space Invaders Championship с тысячами участников

Одним из крупнейших ивентов был международный турнир World Cyber Games (WCG), который проводился в разных странах с 2000 по 2013 год. Кроме WCG регулярно проводились турниры киберспортивного оператора Cyberathlete Professional League и Electronic Sports League.

Если же вспоминать о появлении самого комьюнити и о тех дисциплинах, которые стояли у истоков, то тут, на удивление нужно будет говорить не о Counter-Strike: 1.6, не о WarCraft или StarCraft, а о добротной и многими любимой стратегии – Age of Empires. С появлением этой игры в начале 1999 года группы людей, во главе которых был Мурат Жумашевич, более известный как «Arbalet», увлечение играми стало более профессиональным. А когда эта же группа людей создала клан «The Legion Clan» и был проведен первый чемпионат по Age of Empires в Алматы, игры приобрели киберспортивный характер.

Герои  клавиатуры и джойстика. Как зарождался киберспорт
Arbalet – отец NaVi и казахстанского киберспорта. Фото: Cyber.Sports

Изначально это был сугубо казахстанский клан, но с ростом его популярности росло и количество игроков, а с появлением официального сайта – www.legion.kz – в клан стали вступать игроки со всего мира.

Главным основателем и спонсором клана был «Arbalet», организовавший огромное количество турниров, таких как: Almaty Open DM Tournament 1999, International Tournament in Almaty 2000, Moscow Cup 2001, The Legion Cup, Arbalet Cup 1, The Legion Cup, Arbalet Cup 2, Friendship Cup Korea 2002, Arbalet Cup Brazil и множество более мелких турниров.

Вклад «Arbalet’а» в развитие казахстанского киберспорта бесценен. Но не только этим он знаменит: бизнесмен стал основателем и одним из главных спонсоров украинской команды «Natus Vincere» (NaVi) – той самой, что выиграла первый The International и много лет была на виду в турнирах по Dota 2 и CS:GO. Однако в конце 2011 года бизнемен решил покинуть проект. И вот как он объяснял это решение:

«Ребята выиграли три титула чемпионов мира за год, я был уверен, что они не пропадут. У них хороший менеджер, с которым я поддерживаю связь до сих пор. Я уже говорил, что не люблю быть на виду. Поэтому решил, что будет слишком, если я стану спонсором команды такого уровня. Думаю, что если бы они тогда не нашли источник финансирования, я смог бы им стать еще некоторое время»

И «Arbalet» покинул не только NaVi, но и весь медийный киберспорт, в том числе и казахстанский – видимо перегорел после организации стольких турниров. Но несмотря на это, он навсегда останется в истории соревновательных видеоигр.

Первые кибератлеты соревновались не напрямую друг с другом, а косвенно определяли сильнейшего по числу очков. Такой подход характерен, например, для гимнастики или легкой атлетики, где результаты спортсменов замеряют в текущий момент и на одном снаряде. Спустя же десятилетие пошёл прогресс: в институтах, исследовательских бюро, а немногим позже и силами счастливых обладателей частных компьютеров, организовывались турниры-междусобойчики, где друзья или коллеги соревновались за небольшие призовые. Популярность подобных турниров росла, а вместе с ней расширялся и размах мероприятий. Аркадные автоматы, локалки в «Квейке» и родившаяся из третьего «Варкрафта» Dota – эволюция киберспорта шла семимильными шагами, и продолжается до сих пор.

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вас заинтересует

Вступай в cообщество

Подпишись и получай актуальные новости одним из первых


Нажимая кнопку “Подписаться” вы подтверждаете свое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.