13.02.2025
Время для чтения: 6 мин
5.0 Рейтинг
21 Комментарии

Шота Абхазава: моя мечта — Гран-При Казахстана в Формуле 1

Шота Абхазава: моя мечта — Гран-При Казахстана в Формуле 1

Основатель группы компаний TEXOL Шота Абхазава — не только предприниматель, но еще и успешный автогонщик и конструктор. В 2024 году его команда ArtLine Kazakhstan стала победителем серии Lamborghini Super Trofeo, а еще Шота Абхазава мечтает о том, чтобы в Атырау появилась трасса для Гран-При Формулы 1.

Точнее не просто мечтает, а делает все, чтобы эта мечта стала реальностью.

Мы поговорили с Шотой Мерабовичем про то, чем крут Запад Казахстана (спойлер — не нефтью!), о том, как улучшить статистику по ДТП и почему Формула 1 — это не фантастика, а вполне реальный проект.

Поделитесь впечатлениями от прошедшего гоночного сезона

Он начинался для нас очень непросто. Долго искали темп, были удивлены высоким уровнем соперников, было и невезение, которое преследовало и меня, и команду. В середине сезона мы смогли серьезно улучшить настройки машины, поднять уровень пилотажа, ускориться. К концу мы смогли сломить и морально подавить соперников. Мы были однозначно лучшей командой, выдавали лучшие круги.

Вообще, давно заметил закономерность: если у ArtLine Kazakhstan сезон начинается легко, не факт, что он хорошо завершится. А вот если старт тяжелый, на финише обычно все прекрасно.

Победа в сезоне далась вам легко?

Чемпион в нашем зачете не был определен до самой последней гонки. Наш пилот Егор Оруджев выиграл последние гонки в очень сложной борьбе. Это была крупная, насыщенная пилотами серия, 52 машины на каждом этапе. Уровень пилотов очень высокий, у каждого очень солидное резюме. Поэтому победа нам далась очень тяжело.

В Lamborghini Super Trofeo сезон-2025 стартует уже довольно скоро, в апреле. Какие планы на него?

Конечно, мы продолжим выступать в этой серии. Она одна из лучших в мире гонок, машины там очень быстрые. Что особенно привлекает — это одна из тех серий, где все машины одинаковые. То есть, результат зависит не от особенностей автомобиля, а от настроек, работы команды и мастерства пилотов. Интересное и честное соревнование.

Но наши амбиции не ограничиваются Lamborghini Super Trofeo. Мы начинаем развивать программу производства гоночных автомобилей, которые мы планируем презентовать через полтора-два года. Конечно, производить мы будем их с прицелом на трассу СТК «Сокол» в Алматы и трассу, которую мы планируем построить в Атырау.

У вас большие планы по развитию автоспорта в Атырау, городе, где у TEXOL находится производство. Вплоть до строительства трассы для Формулы 1! В чем вы видите потенциал этого региона?

Атырау географически находится в Европе, он находится близко ко всей автогоночной активности. Второй важный фактор: да, Атырау — нефтяная столица Казахстана, там сосредоточено много финансовых ресурсов. Но и президент, и правительство страны много говорят о том, что экономику нужно диверсифицировать. Наши проекты как раз укладываются в логику диверсификации. Я считаю, что Атырау не должен напрямую зависеть от природных ресурсов. Посмотрите на Дубай — да, все это великолепие построено благодаря нефти, но сейчас и город, и вся страна почти не зависят от нефтегазовой отрасли.

Я люблю Атырау, это мой город-герой. И ставлю перед собой задачу в принципе изменить жизнь в регионе. Мы уже запустили вагоностроительный завод, который должен стать самым эффективным в Центральной Азии, расширяем индустриализацию региона, запускаем производство роботов. Нам нужно новое поколение квалифицированных, технически ориентированных сотрудников.

Теперь вопрос — в какой сфере максимально плотно сконцентрирована инженерная мысль? Правильно, в автомобилестроении. А производство гоночных автомобилей — это вершина инженерной мысли. Я верю, что наши инженеры могут стать авторами идей, востребованных на международном рынке.

Что касается трассы для Формулы 1, надо понимать, что это не просто гоночная серия, это знак развития цивилизации, это тренд. К примеру, в Азербайджане автоспорт никогда не был особенно популярен, но появление в Баку Гран-При меняет эту тенденцию. Кроме того, Формула 1 — это двигатель туризма, привлекающего инвестиции и создающего рабочие места.

В целом, я бы сформулировал свою миссию так: чтобы к Атырау перестали воспринимать как место, куда приезжают на вахтовую работу. Он должен стать городом индустриальных и туристических проектов.

Но дело не только в потенциале города, дело и в личном к нему отношении?

Конечно. Атырау со мной уже 30 лет, он стал для меня родным. Но объективный потенциал, конечно, самое главное. В отличие от того же Дубая, там есть пресная вода, нет жары в 50 градусов.

Еще один важный фактор — высокая рождаемость. Каждый родившийся в Атырау и уезжающий в другой регион человек — мой личный вызов. Я хочу, чтобы туда приезжали образованные и квалифицированные люди, и уверен, что этого можно достичь.

Как бы вы в целом оценили интерес казахстанцев к автоспорту?

Это новое явление для нашей страны, но с огромным потенциалом. Трассы, на которых проводятся гонки, всегда привлекают людей. Скажу честно, не очень люблю городские гонки: они зрелищные, но трассу разбирают сразу после окончания заездов. А ведь очень важно, чтобы существовали автодромы, на которых люди могли бы тренироваться, проводить досуг.

Известный факт — у Казахстана очень плохие показатели по ДТП. Молодежь видит на спидометрах максимальную скорость в 200-240 км/ч, им хочется погонять, и они, к сожалению, гоняют в городах. Автодромы могут решить эту проблему: там можно безопасно для себя и других погонять и выпустить пар.

Скажу так: любой, кто хоть раз погонял на автодроме, на обычной дороге больше не лихачит.

Представители более традиционных видов спорта вроде футбола часто говорят, что видят своей задачей вовлечение в спорт детей. С учетом того, что автоспорт — дорогое удовольствие, для него это актуально?

Да, спорт дорогой, но существует картинг, довольно доступный. Из детей, которые занимаются картингом, вырастают хорошие водители, поэтому, конечно, их внимание важно. Кроме того, из тех, кто с детства занимается автоспортом, вышло немало инженеров, студентов технических вузов. А люди — именно люди, а не станки и сырье — самое важное в развитии страны.

Есть ощущение, что автоспорт делится на Формулу 1 и всех остальных. Какие еще гонки вы бы могли рекомендовать?

Конечно, Формула 1 — королева автоспорта. Это вершина технических достижений, это даже не гонка, а большая академическая наука. Формула 1 привлекает самых талантливых пилотов, и чтобы попасть туда, нужно пройти большой путь. Моя мечта — чтобы существовал Гран-при Казахстана.

Но и другие гонки хороши. Например, чемпионат FIA GT или Формула 3. Вообще, одна из наших задач — производство таких гоночных автомобилей-прототипов, которые были бы доступны примерно, как обычные авто хороших дорогих марок.

Вы следите на Формулой 1? За кого болеете?

В прошлом сезоне переживал за Ferrari и Шарля Леклера, но мой главный кумир — мой сын Александр Абхазава, который участвует в Формуле 3, мечтает о Формуле 1. В 2025 году он примет участие в Кубке Европы, мы настроены его выиграть.

Александр Абхазава

Расскажите о других ваших проектах

Во-первых, это конструкторское бюро, которое занимается производством гоночных автомобилей. Во-вторых, несколько трасс — в подмосковном Мячково, в Рустави (Грузия), рядом с Ригой в Латвии. Это серьезная часть нашего холдинга, далеко не хобби. Но я уверен, что лучший наш проект будет реализован в Атырау.