20.04.2024
Время для чтения: 8 мин
5.0 Рейтинг
21 Комментарии

Правила Формулы-1

формула 1 правила гонок

Формула-1 — самый престижный мировой чемпионат по кольцевым автогонкам, проводимый ежегодно под эгидой Международной автоспортивной федерации (FIA). Уникальность этого чемпионата заключается в использовании специализированных гоночных машин с открытыми колесами.

Для участия в Формуле-1 недостаточно просто обладать автомобилем с открытыми колесами. Название “формула” отражает строгий регламент, которого должны придерживаться все участники соревнований. Каждая команда разрабатывает свой гоночный болид, при этом правила формулы 1 ограничивают возможности покупки компонентов у сторонних поставщиков.

Чемпионат мира по кольцевым автогонкам проходит каждый год, начинаясь в марте и заканчиваясь в декабре, с коротким перерывом в августе. В конце сезона подводятся итоги и распределяются награды между лучшими гонщиками в индивидуальном зачете и командами в рамках Кубка Конструкторов.

История развития Формулы-1

регламент формулы 1

Впервые чемпионат мира по кольцевым гонкам был проведен в 1950 году, но гонки подобного типа проводились и раньше. Прародителем современной Формулы-1 считается Европейский чемпионат по автогонкам Гран-при, проводившийся в 1920-х годах.

Итальянский гонщик Джузеппе Фарина навсегда вошел в историю Формулы-1 как первый чемпион мира. Итальянец пилотировал болид “Альфа Ромео”. В последующие семь лет Хуан-Мануэль Фанхио из Аргентины выиграл пять чемпионатов, став одной из легенд Формулы-1.

Самыми титулованными гонщиками на сегодняшний день являются немец Михаэль Шумахер и британец Льюис Хэмилтон. Оба семь раз выиграли Формулу-1. Льюис Хэмилтон все еще принимает участие в гонках и имеет все шансы завоевать восьмой титул.

Кубок Конструкторов впервые был вручен в 1958 году. Первым обладателем этого трофея стала британская команда “Вануолл” с пилотами Стирлингом Моссом и Тони Бруксом на борту. Команда “Феррари” держит рекорд по числу чемпионских титулов в истории Формулы-1. На их счету 16 побед. Команды “Уильямс” и “Макларен” также показали впечатляющие результаты с девятью и восьмью титулами соответственно. Не менее впечатляющим является достижение “Мерседеса”, выигравшего восемь чемпионатов подряд с 2014 по 2021 год.

Технический регламент гонок Формулы-1

Введение обновленного технического регламента Формулы-1 до начала сезона 2021 года было отложено на год из-за пандемии COVID-19. Эти изменения были направлены на решение нескольких ключевых проблем в спорте.

Одной из главных задач нововведений стала борьба с так называемым “грязным воздухом” или “слипстримом”, который создает сложности для следующих друг за другом машин. Кроме того, изменения направлены на увеличение безопасности гонок и снижение стоимости конструкции болидов. Это стало особенно важным в свете новых финансовых ограничений, установленных для команд.

С начала 2021 года в регламент формулы 1 было введено правило ограничения бюджетов. В первый год его действия команды не могли расходовать более 145 миллионов долларов — существенное сокращение по сравнению с предыдущими бюджетами крупнейших команд, таких как “Мерседес”, “Феррари” и “Ред Булл”, которые могли тратить около 400 миллионов долларов в сезон.

Для сезона 2022 года лимит расходов еще больше снизился, составив 140 миллионов долларов, подтверждая тенденцию к более строгому финансовому контролю в спорте. В сезоне 2023 года потолок бюджета составил 135 миллионов долларов

Регламент Формулы-1 постоянно претерпевает изменения. Обусловлено это стремлением создания равных условий конкуренции и повышения безопасности пилотов.

Команды в Формуле-1

В настоящее время в Формуле-1 принимает участие 10 команд, каждая из которых представлена двумя автомобилями. Согласно действующим правилам чемпионата мира по кольцевым гонкам, максимальное количество машин в гонке может достигать 26, что позволяет участвовать до 13 команд. Однако на текущий момент полный потенциал участников не реализуется.

Одним из барьеров для новых команд является введенный в 2020 году вступительный взнос. Для того чтобы зарегистрировать новую команду, потенциальные владельцы должны оплатить сумму в размере 200 миллионов долларов. Эти средства распределяются между существующими десятью командами, что делает вступление в лигу значительным финансовым обязательством.

Пилоты в гонках Формула-1

В мире “Формулы-1” на текущий момент выступают двадцать пилотов, представляющих разные команды, по два гонщика в каждой.

правила формулы 1 "пилоты"

Для того чтобы стать пилотом Формулы-1, необходимо получить суперлицензию, выдаваемую Международной Автомобильной Федерацией. Получение такой лицензии требует успешного выступления в юношеских автогоночных сериях, которые являются ступеньками на пути к элитному классу гонщиков.

Профессия пилота Формулы-1 требует не только высокого уровня навыков вождения, но и значительной физической подготовки. Гонщики испытывают серьезные физические нагрузки во время гонок, теряя несколько килограммов веса за время гран-при из-за высоких перегрузок.

В качестве примера можно привести случай с Максом Ферстаппеном, чемпионом мира 2021 года, который пережил перегрузку в 51G во время аварии. Это означает, что на тело гонщика в момент аварии действовала сила, в 51 раз превышающая его собственный вес.

Двигатели болидов Формулы-1

С 2014 года Формула-1 значительно изменилась, перейдя на использование 1.6-литровых V6 турбодвигателей, что дало начало так называемой турбоэре. Этот переход вызвал смешанные чувства среди традиционных поклонников гонок, которые предпочитают более громкий и насыщенный звук старых моторов.

формула 1 правила гонок "двигатель"

Современные двигатели ограничены 15000 оборотами в минуту. Запоминающимся достижением в истории Формулы-1 остается рекорд Хуана Пабло Монтойи, который в 2005 году на Гран-при Италии установил скорость 372 км/ч на болиде “Макларен” с двигателем “Мерседес”.

На данный момент в “Формуле-1” существует четыре основных производителя двигателей: “Мерседес”, “Феррари”, “Рено” и “Ред Булл”. После ухода “Хонды” из чемпионата в 2021 году, “Ред Булл” выступил в роли производителя двигателей, приобретя технологии у японской компании.

С 2022 года развитие двигателей было “заморожено” в преддверии нового моторного регламента, который планируется ввести в 2026 году. Ожидается, что это привлечет новых участников из автомобильной индустрии, включая потенциальное участие таких брендов, как “Порше”, “Ауди”, “Ламборгини” и “Фольксваген” из концерна VAG. Все с нетерпением ожидают 2026 год, чтобы увидеть, какие новшества принесет следующая эра “Формулы-1”.

Шины в Формуле-1

В автоспорте, особенно в Формуле-1, шины играют критически важную роль, влияя на производительность и стратегию команд. На данный момент итальянская компания Pirelli является эксклюзивным поставщиком шин для всех команд чемпионата, начиная с 2010 года. Это решение было принято после инцидента на Гран-при США в 2005 году, когда проблемы с шинами Michelin привели к тому, что на старт вышло только шесть машин. В результате, чтобы избежать подобных ситуаций, организаторы решили обеспечить единообразие поставщиков через тендерный процесс.

регламент формулы 1 "шины"

Шины в Формуле-1 подразделяются на сухие и дождевые. Сухие шины бывают пяти типов: от C1, самой твердой, которая изнашивается медленно и требует больше времени для прогрева, до C5, самой мягкой. Из этого спектра Pirelli выбирает три типа для каждой гонки:

  • “софт” (красный цвет)
  • “медиум” (желтый цвет)
  • “хард” (белый цвет)

Для условий мокрой погоды предусмотрены два вида шин: специализированные дождевые шины и промежуточные шины, предназначенные для использования на подсыхающем асфальте. Эти шины помогают обеспечить безопасность и управляемость машин в сложных погодных условиях.

В 2022 году в Формуле-1 был введен новый технический регламент, включающий требование к переходу на использование 18-дюймовых шин. Это изменение предназначено для улучшения аэродинамических характеристик и управляемости машин.

Трассы в королевских гонках Формулы-1

Трассы Формулы-1 — это трассы, обладающие официальной лицензией от Международной Автомобильной Федерации. Они представляют собой закрытые автодромы. Дистанция каждой гонки рассчитывается так, чтобы гонщики преодолели минимум 305 километров, что обычно занимает от полутора до двух часов времени. Исключение составляет Гран-при Монако: из-за технических особенностей и низкой скорости трассы здесь гонщикам предстоит преодолеть всего 260 километров. Кроме того, трасса в Монте-Карло известна самым коротким кругом в серии, его длина составляет 3337 метров.

регламент формулы 1 "трассы"

Пит-стопы в Формуле-1

Пит-стопы выполняют важную функцию в гонках Формула-1, предоставляя возможность для замены шин, выполнения необходимых ремонтных работ, механических настроек или для отбывания штрафных санкций. С 2010 года заправка топливом во время гонки была запрещена, увеличивая таким образом зависимость от стратегически эффективных пит-стопов.

В условиях сухой погоды гонщикам обязательно нужно осуществить по меньшей мере один пит-стоп для смены шин, при этом правила требуют использования как минимум двух различных типов резины в течение гонки. В дождливых условиях эти требования могут быть отменены, чтобы обеспечить безопасность участников из-за изменчивых условий трассы.

Местоположение пит-стопов строго регламентировано: они размещаются вдоль финишной прямой и распределяются согласно результатам команд в предыдущем сезоне.

Формула 1 правила гонок "Пит-стопы"

Что означают флаги в Формуле-1

В таком автоспорте как Формула-1 правила гонок подразумевают использование разнообразных сигналов для обеспечения безопасности участников и информирования их о текущих условиях на трассе. Хотя в последние годы во многих сериях перешли на использование электронных сигнальных систем, в формуле-1 традиционные флаги по-прежнему играют ключевую роль в гонках. Рассмотрим основные флаги и их значения:

Цвет флага Расшифровка
Одиночный желтый флаг На трассе появилась потенциальная опасность
Машущий одиночный желтый флаг Непосредственная опасность на треке
Двойной желтый флаг Серьёзная опасность, требуется замедление и запрещены обгоны
Желто-красный флаг Трасса стала скользкой или на ней появилось животное
Зеленый флаг Трасса вновь безопасна, гонка продолжается в обычном режиме
Синий флаг Требование к отставшим гонщикам пропустить более быстрых участников
Красный флаг Сессия приостановлена из-за значительной опасности или невозможности продолжения гонки
Черный флаг с оранжевым кругом Необходимость немедленного возвращения в боксы для ремонта или проверки технического состояния
Черно-белый флаг Предупреждение участнику о нарушении правил

Эта система флагов помогает поддерживать порядок и безопасность во время гонок, обеспечивая четкую коммуникацию между судьями и гонщиками.

Квалификационные заезды в Формуле-1

Уик-энды в Формуле-1 охватывают три дня, начиная с пятницы и заканчивая воскресеньем. Существуют две различные структуры уик-эндов, которые включают классический формат и формат со спринт-гонками.

Классический формат:

  • Пятница: проводятся первая и вторая сессии тренировок.
  • Суббота: проходит третья тренировка, после чего следует квалификация.
  • Воскресенье: основная гонка, где пилоты соревнуются за победу.

Формат со спринт-гонками:

  • Пятница: проводятся единственная тренировка и спринт-квалификация
  • Суббота: проводятся спринт и квалификация перед гонкой;
  • Воскресенье: основная гонка

Формат гонки со спринтом был изменен с сезона 2024. Ранее, по пятницам проходила тренировка и основная квалификация к гонке, в субботу спринт-пристрелка и спринт, а в воскресенье гонка.