17.03.2025
Время для чтения: 11 мин
5.0 Рейтинг
21 Комментарии

История гонок «Формула-1»

История гонок «Формула-1»

В 1950 году, на трассе Сильверстоун в Великобритании, стартовал первый в истории официальный чемпионат мира «Формула-1». Соревнования прошли в присутствии свыше 200 тысяч зрителей, в том числе принцессы Елизаветы и короля Георга VI. Думаем, он даже не подозревал, что спустя несколько десятилетий болиды станут быстрее и громче его королевского кортежа, а пилоты — богаче половины монархов. Тогда гонка собрала 21 участника, а победу одержал Джузеппе Фарина. Alfa Romeo 158 итальянца с легкостью и без шансов оставил конкурентов позади. К слову, модель сошла с конвейера еще до Второй мировой войны, впоследствии встав в один ряд с самыми успешными машинами, которые только знала история гонок Формулы-1.

Истоки

Автогоночный цикл Формулы-1 разогнался еще в 1920-х и 1930-х годах на трассах Гран-при Европы. Однако нынешний формат он приобрел в 1946-м, когда FIA взялась за настройку регламента, а в 1950-м вывела чемпионат мира среди пилотов на стартовую решетку.

Эволюция «королевы автогонок» всегда мчалась бок о бок с техническим регламентом, который то сжимал турбины, то развязывал руки инженерам. Любопытно, что долгое время в календаре мелькали и внезачетные этапы, последний из которых провели в 1983-м. Скажем больше, в 1960-70-х годах локальные чемпионаты жгли резину в Южной Африке и Великобритании, выпуская на трек местных мастеров баранки.

1950-е годы

Вторично отметим, официально паддок Формулы-1 впервые развернул свои гаражи в 1950-м, открывая сезон, который насчитывал шесть европейских этапов и заезд в Индианаполисе. Тогдашний грид напоминал элитный автосалон: итальянские Alfa Romeo и Maserati заправляли балом, но на стартовой решетке бодались и Talbot, и британский BRM. Между тем частные команды не отставали, внося свою порцию хаоса в расклад сил.

Первыми, кто размотал конкурентов по всей дистанции, стали парни из Alfa Romeo. Итальянский ас Джузеппе Фарина пересек финишную черту в дебютном Гран-при на Сильверстоуне. За ним к клетчатому флагу подтянулись Луиджи Фаджоли и Рег Парнелл. Фарина положил начало победной статистике автомобилей премиум-класса, заодно вписав свое имя в историю, оформив титул чемпиона мира за рулем 1,5-литровой Alfetta 158. Заводские парни из Alfa Romeo продолжили писать сценарий гонок и в следующем сезоне, когда на трек вылетел аргентинский виртуоз Хуан Мануэль Фанхио. Он без труда забрал первый из своих 5-ти титулов, намечая курс на доминирование, которое заставило прочих нервно крутить болиды на пит-лейне.

В 1954-м история Формулы-1 изменила траекторию развития, переключившись на новую мощностную настройку — атмосферные моторы 2.5 литра. Этот апгрейд закрыл эпоху итальянской гегемонии и вывел на лидирующую траекторию Mercedes, который выкатил на старт болид с такими инновациями, как:

  • система принудительного управления клапанами;
  • регулируемый инжекторный двигатель,
  • настраиваемые шасси и облегченный кузов Stormlininen.

Но в 1955-м, после трагедии на 24 часах Ле-Мана, унесшей 83 жизни, немецкая команда свернула программу и ушла в затяжной боковой на 30 лет.

Сезон 1958 стартовал с Гран-при Аргентины, где Стерлинг Мосс добыл победу и прописал новую концепцию гоночной динамики — заднемоторную компоновку. При этом он даже не заезжал на пит-стоп для смены резины, породив у соперников немой вопрос в глазах. Эстафету перехватил Морис Трентиньян, который на Cooper с 2-литровым Coventry Climax забрал вторую гонку сезона, подкинув еще дров в жаркие споры о будущем аэродинамики и компоновки.

Итог чемпионата переписал историю. Майк Хоторн захватил титул и стал первым британцем, который поднялся на вершину зачета пилотов. А впервые разыгранный Кубок конструкторов ушел в руки Vanwall, отправив британскую инженерную школу на самую вершину технической битвы F1.

1960-е — 1990-е годы

К 60-м Cooper первым прочертил новую гоночную траекторию, но британские Lotus и BRM тоже быстро взяли курс на заднемоторную философию. Перенос двигателя назад не просто улучшил баланс машины. Он опустил центр тяжести и дал пилотам возможность жать на газ с еще большей уверенностью. Джек Брэбем, сидя за рулем Cooper, два года подряд (1959, 1960) забирал чемпионские титулы, наматывая круги за всех, кто застрял в прошлом.

В 1961-м FIA решила немного сбросить обороты: двигатели урезали до 1,5 литров, а дистанцию гонок сжали с 500 до 300 км. К тому моменту заднемоторная компоновка уже окончательно закрепилась как золотой стандарт, и никто больше не пытался воевать со встречным аэродинамическим потоком.

1962-й отметился коротким, но громким визитом Porsche в Формулу-1. Они успели забрать одну победу, но вскоре ушли с трассы из-за растущих финансовых аппетитов чемпионата. А вот Lotus не терял времени. Вместо трубчатой рамы на свет вышел монокок, авиационная технология, которая перевернула представление о прочности и жесткости шасси. Однако лавры чемпиона все равно ушли Грэму Хиллу на BRM, который не дал конкурентам развернуться на полную. Но уже в 1963-м технический прорыв Lotus выдало на-гора: Джим Кларк взял титул, показав, как должна работать настоящая гоночная машина Ф1.

1966-й принес очередной пересмотр регламента. Атмосферные моторы раздули до 3 л, а турбированные ограничили 1,5 литрами. В этом сезоне Джек Брэбем красиво вернулся в бой. Австралиец завоевав свой третий чемпионат уже за рулем собственной команды Brabham, доказав, что настоящий гонщик не только топчет педаль в кокпите, но и умеет строить чемпионоспособную машину.

А когда в 1968-м Cosworth представил свой DFV, Формула-1 получила двигатель, раздвинувший границы доступности. Надежный, мощный, сравнительно дешевый — он дал шанс маленьким частным командам влезть в чемпионскую драку.

В последующие годы история Формулы 1 двигалась не эволюционным, а реактивным путем, так как технические прорывы переворачивали автогонку с каждым сезоном:

  • В 1970-х инженеры Формулы-1 начали выкручивать аэродинамику на максимум. Lotus первым заряжает болид кузовом-клином, делает передние и задние антикрылья разными по форме, а над головами пилотов ставит воздухозаборник. В 1976-м Tyrrell решает, что четыре колеса — это прошлый век, и выкатывает P34 с шестью. Машина приносит команде победу и подиумы, но FIA торопливо ставит крест на многоколесных экспериментах, прикручивая регламент обратно к четырем точкам опоры. В механике тоже происходит полный апгрейд. Ferrari вносит в игру поперечную коробку передач. На 312B4 и 312T этот ход приносит итальянцам титулы с Ники Лаудой (1975-1977). В 1976-м Лауда попадает в страшный пожар в Нюрбургринге, но через пять недель снова выходит на старт, доказывая, что характер у чемпиона прочнее титана. В 1977-м Lotus снова двигает инженерную планку: концепция граунд-эффекта отправляет прижимную силу в космос, превращая болид в гоночный магнит. Это новшество помогает Марио Андретти взять титул в 1978-м. Но в 1983-м скорость машин растет настолько, что FIA выносит вердикт — граунд-эффект уходит в архив, чтобы не превратить трек в зону повышенной смертности.
  • В 1980-х мотористы жали из турбодвигателей максимум — 1300 л.с., превращая болиды в безумные ракеты. Но FIA начала постепенно закручивать гайки, а в 1989-м отправила турбо в музей. McLaren остался на вершине благодаря новому V10 от Honda, а Прост оформил третий титул, подогретый скандальной дисквалификацией Сенны в Сузуке. Айртон Сенна впервые громко дал о себе знать на Гран-при Монако 1984 года, вывезя Toleman на второе место под стеной дождя. Так стартовала эпическая дуэль его команды Формулы 1 с Аленом Простом, ставшая визитной карточкой эпохи. 1990-й разогрел их противостояние до красной зоны. Прост ушел в Ferrari, но Сенна не оставил ему шансов, буквально врезавшись в него, а затем взяв титул. В 1991-м он снова не дал конкурентам вдохнуть полной грудью, добыв чемпионство на Honda V12.
  • В начале 1990-х технический прогресс выкатил на трассу полуавтоматические коробки, усиленный руль, активную подвеску и контроль тяги. Машины Ф1 становились быстрее, но пилотам оставалось все меньше работы. Williams с Renault выскочил в лидеры, а после ухода Honda в 1992-м Найджел Мэнселл безальтернативно забрал титул. В 1993-м Williams продолжил выносить всех, а Прост, вернувшись из отпуска, довел счет чемпионств до четырех и ушел красиво, оставив конкурентов искать новые способы зацепиться за вершину.

Вообще, история Формулы 1 в 90-е максимально насыщенная. 1994-й принес большие перемены и глубокие раны в сердце турнира. Айртон Сенна сел за руль Williams, заменив ушедшего на пенсию Проста, но сезон обернулся бедой. Гран-при Сан-Марино стал черной страницей. Сначала в субботней квалификации разбился Роланд Ратценбергер, а в гонке мир потерял Сенну. Шок был тотальным, и FIA немедленно взялась переписывать регламент безопасности, внедрив скользящую деревянную планку на днище машин, чтобы ограничить прижимную силу.

На трассе в тот момент хозяйничал Михаэль Шумахер, но его чемпионский путь был полон скандалов. Пилота преследовали дисквалификации, протесты, а в Аделаиде все решилось максимально грубо: Шумахер отправил Хилла в гравий и закрыл сезон титулом с минимальным перевесом. В 1995-м немец еще раз водрузил корону, но в 1996-м Williams-Renault выкатил ракету, и Дэймон Хилл взял реванш. Следующий год принес титул Жаку Вильневу, а Шумахер залетел в эпичный скандал. За умышленный таран в финале сезона его просто вычеркнули из гонки.

В 1998-м FIA снова перетряхнула правила. Болиды стали уже, а слики уступили место резине с канавками. Чемпионат вышел на максимальное напряжение между Хаккиненом и Шумахером, но в финале Японии удача выбрала финна. У немца прокололась шина, и титул ушел в McLaren.

1999-й добавил еще больше драматургии. На Сильверстоуне Шумахер сломал ногу, выбыл из игры и оставил Эдди Ирвайна единственным претендентом от Ferrari. Но в финале сезона Хаккинен снова рулит жестко и хладнокровно, выигрывая еще один титул.

Формула-1 — история в 2000-е

С 2000 по 2002 Ferrari и Михаэль Шумахер не оставили соперникам места на подиуме, закатывая чемпионаты в красный цвет. В 2003-м FIA попыталась встряхнуть пелотон, поменяв систему очков, но даже это не смогло затормозить Шумахера. В финале он снова забрал титул, удержав Кими Райкконена за спиной. 2004-й прошел под диктовку Ferrari: 15 побед в 18 гонках, а Шумахер надел седьмую корону и задрал планку рекорда так высоко, что конкуренты еще долго прыгали в пустоту.

Но в 2005-м красная монополия дала сбой. Renault и McLaren перехватили инициативу. Фернандо Алонсо отхватил титул, став самым молодым чемпионом в истории Formula 1. Ferrari же вспоминает о победах только раз — в скандальном Гран-при Индианаполиса, где на старт вышли всего шесть машин из-за проблем с резиной Michelin. 2006-й разогрел дуэль Алонсо и Шумахера до предела, но даже мощный камбэк Михаэля не спас немца. Renault забирает Кубок конструкторов, а Алонсо дублирует чемпионство. В том же сезоне Формула-1 пересаживается на 8-цилиндровые 2.4-литровые моторы, отправляя V10 в раздел «было и прошло».

2007-й встряхивает болидную толпу новым раскладом. Райкконен переходит в Ferrari, а McLaren получает сразу две звезды — Алонсо и дебютанта Льюиса Хэмилтона. Конкуренция накаляется. В финале три гонщика Формулы 1 идут ноздря в ноздрю, но на вершину взбирается Райкконен, выхватывая титул на одно очко.

В 2008-м интрига жила до последнего метра сезона. В Бразилии Хэмилтон вырывает победу у Фелипе Массы буквально на финальном повороте, когда пролетает мимо Тимо Глока, оставляя болельщиков Ferrari в шоке, а себя — с первым чемпионством.

В 2009-м Формула 1 меняет кожу. Никому не нужная команда Honda перерождается в Brawn GP, купленную Россом Брауном всего за 1 фунт. А потом эта «темная лошадка» просто берет и рвет сезон в клочья. Дженсон Баттон доминирует, а Red Bull начинает показывать зубы. Среди его пилотов растет Себастьян Феттель, который готовится переписывать историю самой престижной автогонки.

С 2010 по 2013 F1 становится вотчиной Red Bull. Феттель развивает темп и четыре раза подряд забирает титул, тем самым фиксируя финал эпохи красного тоталитаризма Ferrari и Шумахера.

Эра гибридных болидов

2014-й поставил Формулу-1 на новый технический рельс. V8 ушли в историю, уступив место 1,6-литровым турбированным V6 с гибридной системой. Red Bull, державший чемпионат в железных руках четыре года, сбросил обороты, а на первой строчке хронометража прописался Mercedes GP.

В паддоке осталась только одна реальная дуэль — Льюис Хэмилтон против Нико Росберга. Напарники устраивали жаркие разборки, но титул уехал в копилку Хэмилтона, который за Mercedes оформил второе чемпионство в карьере. Но радость сезона омрачила трагедия. На Гран-при Японии Жюль Бьянки получил смертельные травмы, когда его болид на полной скорости влетел в эвакуатор за пределами трассы. После девяти месяцев в коме его не стало. Это первый смертельный инцидент в Формуле-1 за более чем 20 лет, который заставил спорт еще глубже пересмотреть безопасность.

С 2014 по 2021 лучшие пилоты Формулы-1 играли в моноспектакле Mercedes с предсказуемым финалом. Инженерная подготовка к гибридной эре была настолько точной, что команда из Бракли семь раз подряд брала Кубок конструкторов. Хэмилтон собрал шесть титулов, а Росберг в 2016-м поставил точку в карьере.

2021-й взорвал привычный порядок. Ферстаппен и Хэмилтон к последней гонке шли очко в очко, и в Абу-Даби судьбу титула решила хаотичная концовка. После спорного рестарта за несколько кругов до финиша Макс Ферстаппен обходит Хэмилтона и становится чемпионом, запуская новую главу Формулы-1.

В 2022-м Red Bull помпезно вернулся, устроив тотальную зачистку. Ферстаппен оформил титул задолго до финала, четко обозначив, кто теперь диктует правила. Нидерландский автогонщик повторил успех в 2023 и 2024 годах.

Лучшие гонщики Формулы-1 за всю историю

Все гонщики Формулы-1 за всю историю по своему великие, так как это не просто спорт, а зона риска, где каждый пилот выкладывается на пределе, ставя на кон все, что у него есть. Хэмилтон и Шумахер, собравшие по семь титулов, вывели успех на новый уровень, раз за разом разрывая лимиты возможного. Фанхио, взявший пять чемпионств в 50-х, заложил фундамент доминирования. Сенна — это скорость, смелость и абсолютная вера в себя, даже когда дорога превращалась в лезвие. Прост превратил гонки в искусство стратегии, а Феттель, четырехкратный чемпион, заставлял соперников чувствовать его давление задолго до первого поворота. Ферстаппен ворвался в элиту, не спрашивая разрешения, сжигая трассы агрессией и хищным чутьем на лавры. Но титулы — это только цифры.

Гилл Вильнев, Стерлинг Мосс, Рубенс Баррикелло, Ронни Петерсон, Жиль де Феррани многие другие не стали многократными победителями, но их стиль, азарт и готовность идти до конца сделали их вечными в этом спорте. В главном гоночном первенстве мира нет «почти легенд». Да, чемпионы Формулы-1 за всю историю — это те, кто взбирался на вершину, но легенды — каждый, кто хоть раз садился в болид.

Зная, что может не пережить очередной заезд, каждый автогонщик все равно опускает визор, вжимает газ и несется вперед. Скорость для них важнее страха, а сама жизнь — лишь миг между стартом и финишем.