23.01.2025
Время для чтения: 7 мин
5.0 Рейтинг
21 Комментарии

История ФК Милан

Айнур Кабдуллин
Айнур Кабдуллин
5.0 Рейтинг
21 Комментарии

Приветствуем, тиффози и знатоки спортивного эпоса Италии. Сегодня мы совершим реальное путешествие во времени, отправившись в самое сердце футбольной истории. Сперва мимоходом посетим берега туманного Альбиона, где зародилась игра миллионов. Затем переместимся на Апеннинский полуостров, чтобы рассказать, как футбольная одержимость подарила человечеству одну из самых титулованных и противоречивых команд современности — великий и ужасный «Милан».

Забудьте о тривиальном «основан в 1899 году». Мы изучим эпоху fin de siècle, когда по Европе бродили призраки грядущих войн и восстаний, а в пабах ломбардии, под звон бокалов и споры о крикете, зрела идея создания революционного футбольного клуба. Именно тогда, на рубеже веков, рождалась история Милана.

У истоков славы Милана

Итак, представьте себе: главный город северной Италии, административный центр Ломбардии, конец XIX века. Эпоха модерна, электричества и… английских джентльменов, принесших с собой на континент диковинную игру с мячом.

Именно здесь и тогда, 16 декабря 1899 года, уроженец Ноттингема Альфред Эдвардс дал старт проекту под названием «Milan Foot-Ball and Cricket Club». Британский инженер и вице-консул в Милане собрал энтузиастов под крышей таверны «Fiaschetteria Toscana», расположенной на Виа Берке, чтобы заложить фундамент будущей футбольной легенды. Однако, несмотря на роль учредителя, покровителя и первого президента ФК, он не был его истинным отцом-основателем. Человек, с которого началась история Милана — Герберт Килпин.

За восемь лет до описываемых событий, 21-летний англосаксонский лев Герберт Килпин отправился в Италию, чтобы играть за Интернационале Торино. Семь лет он защищал цвета ФК, прежде чем в 1898 году волей судьбы не попал в Ломбардию, посетив город Милан. Здесь, одержимый футболом, Килпин годом позже, 16 декабря 1899-го, основал Миланский клуб футбола и крикета, взяв на себя роль играющего тренера. Его друг Альфред Ормонд Эдвардс, уважаемый сэр с коммерческой жилкой и щедрой душой, взял на себя финансовое и административное бремя, успешно руководя организацией на посту президента вплоть до 1908 года.

Именно Герберт, движимый, быть может, вдохновением свыше или же, напротив, инфернальным замыслом, предложил фирменные красно-черные цвета формы. По разным версиям они символизируют либо адский огонь и ужас, внушаемый соперникам, либо силу и страсть. Ему же молва приписывает цитату, которая звучит словно пророчество:

«Мы будем командой дьяволов. Нашими цветами станут красный, как огонь, и черный, чтобы вселять страх в противников!»

Собственно, так и возникло прозвище «россонери» (итал. rossoneri), которое дословно переводится с итальянского как «красно-черные».

11 марта 1900 года Милан впервые вышел на поле в неофициальном поединке, сразившись с земляками из Медиоланума. Уверенная победа в одну калитку со счетом 3:0 окрылила «россонери» и побудила их вступить в ряды Федерации Футбола Италии. Данный шаг проложил команде дорогу к национальному первенству. Однако, как это часто бывает, первый блин оказался комом.

15 апреля того же года в дебютном официальном матче против Торинезе миланцев ждало сокрушительное поражение 0:3. Впрочем, досадное недоразумение не помешало им в 1901 году триумфально завоевать первое звание чемпиона Италии, а затем повторить успех в 1906 и 1907 годах.

Любопытно, что в ту пору итальянский футбол еще обретал свои очертания, порой напоминая черновик с поправками на полях. Правила об иностранцах менялись хаотично и не всегда справедливо, вызвав знаковый раскол в команде.

Раздел и появление Интера: миланское дерби

В 1908 году в Милане разгорелась нешуточная дискуссия о «чистоте крови» и команда, сама того не ведая, породила себе злейшего врага. Не сумев договориться о допустимом количестве иностранных легионеров в составе, часть «россонери» отделилась, чтобы основать Интернационале.

Вот так, из-за спора о паспортах, возникло культовое Дерби делла Мадоннина. Оно и к лучшему. Без столь принципиального конкурента история Милана была бы куда скучнее, лишившись драматичных побед и горьких поражений, которые закаляют характер и превращают обычный матч в эпическую битву.

Период между войнами и возрождение

До 30-х годов прошлого столетия Милан являлся сильнейшей футбольной командой Апеннинского полуострова. Но их гегемония сменилась спадом.

В 1936 году Милан решил сменить вывеску, превратившись из простого футбольного клуба в Спортивную Ассоциацию. Параллельно с ребрендингом в ФК закрутилась кадровая чехарда, итогом которой стало воцарение на посту президента Умберто Траббатони, правившего командой долгие 14 лет (с 1940 по 1954). Что касается успехов на поле, их количество резко сократилось. «Россонери» демонстрировали чудеса эквилибристики в турнирной таблице, с завидным постоянством оседая в ее середине и лишь изредка заглядывая в заветную четверку.

Послевоенный Милан переживал период, который мягко можно назвать «темными временами». О былом величии напоминали лишь старые фотографии. Но, как известно, после ночи всегда наступает рассвет. Для команды он пришелся на 50-е годы, с возникновением знаменитого шведского трио «Гре-Но-Ли»:

  • Нордаль;
  • Лидхольм;
  • Грен.

«Россонери» вернули себе статус гранда, а Нордаль, как лучший бомбардир чемпионата, не давал покоя вратарям Серии А.

Весну 1951 года Милан встретил во всеоружии. В статистике ФК оказались четвертое скудетто и показательная порка «Лилля» (5:0) в Латинском кубке, с хет-триком от Нордаля. Но недолго музыка играла. После ренессанса последовало трехлетнее затишье, в течение которого «Милан» играл роль статиста на фоне Ювентуса и Интера. Постоянная ротация наставников и проблемы со здоровьем у президента Трабаттони привели к смене власти. Новый президент Риццоли решил пойти по проверенному пути и пригласил венгерского коуча — Белу Гуттмана. План был прост, как валенок: вернуть «скудетто». И он сработал. В 1955 году Милан снова чемпион. Правда, Гуттмана к тому моменту уже успели «отблагодарить» отставкой.

Эра Нерео Рокко (1960-1973)

С приходом Нерео Рокко в 1961-м история Милана пополнилась восьмым скудетто, а для команды начался золотой период европейской экспансии. В 1963 году «россонери» оказались первопроходцем среди итальянских клубов, покорив Кубок европейских чемпионов, оставив позади Бенфику с ее «черной пантерой» Эйсебио. Кратковременная разлука с Рокко в 1964 году обернулась досадной осечкой в борьбе за Межконтинентальный кубок против Сантоса. Но в 1967-м «волшебник» вернулся, и магия возобновилась с удвоенной силой:

  • 1968 год — дубль из скудетто и Кубка обладателей кубков.
  • 1969 – второй Кубок чемпионов и, наконец, покоренный Межконтинентальный кубок.
  • На прощание (сезон 1972-73) Рокко не изменил себе, добавив в копилку коллектива Кубок Италии и еще один Кубок обладателей кубков.

Именно Рокко привил команде прагматичный, но эффективный стиль игры, основанный на надежной обороне и быстрых контратаках — «катеначчо».

1973-1986

Когда Нерео Рокко сложил полномочия, Милан погрузился в десятилетний кризис. Упадок смягчился лишь в 1979-м победой в чемпионате под руководством Нильса Лидхольма и появлением звезды на эмблеме за 10 титулов. В том же году прославленный капитан Джанни Ривера повесил бутсы на гвоздь, а в стане «красно-черных» появился будущий лидер обороны — Франко Барези.

В 1980-м из-за скандала «Тотонеро» клуб переехал в Серию В, но вскоре возродился в элите, хотя сразу не смог закрепиться в высшем дивизионе. В 1983 году начался постепенный подъем, а в 1984-м в основной состав вошел молодой Паоло Мальдини, который впоследствии стал символом перерождения команды.

1986 — конец 90-х

Восход нового золотого века Милана ознаменовался появлением на футбольной авансцене Сильвио Берлускони, который в 1986 году приобрел клуб, превратив его в грандиозную постановку великих свершений. Щедрость нового президента не знала границ. Каждый новый шаг сопровождался приглашением выдающихся мастеров, как на поле, так и на тренерскую скамью.

Под чутким руководством Арриго Сакки, а позднее Фабио Капелло, команда обрела образ совершенной футбольной машины, громящей соперников на всех фронтах, от родных трибун до европейских высот. Трофеи Лиги чемпионов и Межконтинентальные кубки стали символами эпохи непобедимых «россонери». А триумвират Ван Бастена, Гуллита и Райкарда озарил Сан-Сиро столь ярким светом, что остальные звезды футбола тех лет меркли на их фоне.

Вызовы нового века и эпоха Анчелотти

В конце XX — начале XXI веков история Милана писалась по сценарию блокбастера. Анчелотти создал машину для побед, где Шевченко забивал голы, Кака раздавал передачи, Пирло творил магию в центре поля, а Мальдини цементировал оборону. Кубки Лиги Чемпионов 2003 и 2007 годов тому подтверждение. Финал 2007-го против Ливерпуля стал вишенкой на торте, реваншем за обидное поражение 2005-го.

Увы, все хорошее когда-нибудь заканчивается. После ухода Анчелотти и старой гвардии архитекторов побед, Милан вступил в эпоху «великой депрессии». Теперь вместо трофеев — финансовые отчеты, вместо вундеркиндов — новые, пока не очень известные имена, а вместо стабильности — смена тренеров и редкие триумфы.

Наследие и будущее

Несмотря на трудности и финансовые ограничения, клуб продолжал бороться за возвращение былого величия. В 2022 году, под руководством Стефано Пиоли, команда впервые за 11 лет выиграла скудетто, добыв 19-й трофей, что дало надежду на возрождение. Для Милана это не впервой.