17.05.2024
Время для чтения: 5 мин
5.0 Рейтинг
21 Комментарии

Что такое драфтинг в шоссейном велоспорте

что такое драфтинг на велогонке

Двигаться быстрее за счет впереди идущих при затрате меньших сил, то есть получать аэродинамический бонус при езде на велосипеде, в триатлоне и других видах спорта означает “лидировать”, ”зацепиться за соперника”. Все это про драфтинг в гонках и не только. В нашей статье мы рассмотрим, что это такое простыми словами, как работает простыми словами.

Что такое драфтинг?

Отсутствие в циклических видах спорта преграды спереди, когда продвигаются вперед, приводит к наличию большого аэродинамического сопротивления. Таким образом, спортсмену приходится затрачивать большое количество энергии, а, следовательно, и сил на поддержание скорости.

Если спереди есть любая движущаяся цель, она принимает на себя все создаваемое воздухом сопротивлением. Позади нее создается аэродинамический карман, позволяющий при той же скорости движения экономить силы. Впереди едущему же, наоборот, для поддержания темпа нужно затрачивать гораздо больше сил.

Если говорить о том, что такое драфтинг на велогонке, то это езда за другим гонщиком.

Какой эффект дает драфтинг?

Передвижение парой позволяет существенно экономить собственные силы. Чем выше скорость, тем больше эффективность. При езде со скоростью не выше 30 км/ч, сзади едущему необходимо прикладывать на 10% меньше усилий, а уже при более скоростной езде — на 30%. Впереди едущий же выкладывается по полной. Когда же речь идет о более больших группах, затраты сил последнего могут снижаться до 60%.

Отсюда возникает закономерное предположение о том, что лидеру приходится тяжелее всех, но это не соответствует действительности. Он находится в аэродинамической трубе и получает некоторое ускорение от воздуха из-под колес едущих сзади. Это так называет воздушный карман. При этом сопротивление уменьшается до 3,1%.

Драфтинг не может увеличиваться бесконечно. По этой причине лучшими позициями при групповых поездках на велосипеде являются места с пятого по восьмое включительно.

драфтинг

Драфтинг в велоспорте

Именно в велоспорте драфтинг получил наибольшее распространение. Это обусловлено развитием высоких скоростей, при которых создается высокое аэродинамическое сопротивление. В других гонках, в отличие от велосипедного спорта, оно присутствует, но проявляется в меньшей степени.

Для максимально эффективного драфтинга используются различные схемы построения. Если ветер дует в лицо, то логично, что ехать необходимо за впереди едущим. Когда же он боковой, двигаются параллельно велосипедисту с противоположной стороны. При этом двигаться нужно максимально близко к лидеру. Оптимальное расстояние — половина колеса. Если оно будет больше, значит, ни о какой экономии энергетических затрат речи быть уже не может.

Не стоит думать, что любой гонщик даст вам спокойно реализовать драфтинг. Есть такие, кому совершенно такое может быть не по нраву. Всегда необходимо быть уверенными в том, что вам действительно будет комфортно и безопасно ехать. При этом сзади едущий также должен быть предельно внимательным, чтобы не спровоцировать аварию.

В раздельном старте драфтинг под запретом. Почему? Очень просто — это индивидуальная гонка на время.

Рекомендации по езде “на колесе”

    1. Если ваш опыт драфтинга минимальный, потренируйтесь с товарищем, чья манера езды вам хорошо знакома. Сразу пытаться ехать “на колесе” не стоит. Научитесь сначала ехать за лидером на расстоянии одного метра и постепенно сокращайте расстояние. Это позволит обрести уверенность и умение держаться от лидера на требуемом расстоянии.
    2. Всегда смотрите исключительно вперед, не опуская голову. Если вы будете смотреть на колесо впереди едущего, это может плохо закончиться. Вы не заметите подаваемых лидером знаков, наедете на какую-нибудь кочку и спровоцируете аварии.
    3. Из второго пункта следует, что для ведущего также существуют свои правила. Будучи ведущим колесом, не совершайте резких маневров, чтобы спровоцировать нештатные ситуации. Извещайте знаками о своих намерениях, а также показывайте на наличие препятствий на дороге.
    4. Старайтесь никогда резко не тормозить или ускоряться, если вы передвигаетесь в группе. Не имеет никакого значения, лидер вы или едете “на колесе”.
    5. Всегда ускоряйтесь максимально плавно. Нельзя делать этого слишком резко, поскольку тогда, когда вы поднимаетесь с седла, заднее колесо вашего велосипеда отходит назад и может задеть позади едущий велосипед. Чтобы избежать подобного, всегда следите за наличием достаточного места и двигайтесь очень плавно.

драфтинг в гонках

Драфтинг в других видах спорта

В триатлоне драфтинг разрешен во время спринта и на олимпийской стандартной дистанции, то есть короткой. На “половинке” и “железной” дистанции он под запретом. Более того, гонщики обязаны находиться друг от друга на расстоянии 12 метров.

Только запретом дело не ограничивается. Гонщики во время обгона должны соблюдать зону в 12 на 3 метра. Въезжать в нее можно, но не более чем на 20 секунд. Покинуть же область драфтинга необходимо через 5 секунд.

На коротких дистанциях драфтинг разрешен только профессионалам. Возрастным спортсменам он запрещен. Зона пространства для обгона равна 10 метров. Время на обгон такое же, то есть 20 секунд. В триатлоне наказание за сидение на “колесе” у профессионалов запрещено. Здесь опасная зона составляет 12 метров.

За нарушение в триатлоне грозит штраф:

  • длинная и средняя дистанция — 5 минут
  • стандартная дистанция — 2 минуты
  • спринтерские дистанции — 1 минута

При этом дисквалификация в “железной” и “половинке” грозит спортсмену после третьего штрафа, а в остальных — с третьего.

Плавание

Велоэтап — это не единственная дисциплина в триатлоне, на которой можно получить преимущество за счет драфтинга. В плавании также можно экономить время и силы. Если следовать за другим плавцом, то можно облегчить свои движения на 40%.

Реализовать драфтинг во время плавания очень сложно. Также потребуется отрабатывать групповое плавание и умение держаться за кем-либо. Если этого не сделать, драфтить у вас точно не получится и никакого преимущество не будет.

 драфтинг в беге

Бег

Драфтить при беге также имеет смысл. Например, при сильном ветре. В таком случае вы сможете сэкономить силы. В марафонских дистанциях он встречается чаще, нежели в коротких забегах, и обеспечивается за счет пейсмейкеров.

В некоторых случаях драфтинг оказывается не лучшей стратегий. В беге нет аэродинамического либо гидродинамического сопротивления. Конечно, существуют некоторые факторы, при которых следует воспользоваться преимуществом следования за впереди бегущим.

Когда речь идет о драфтинге, в первую очередь подразумевают именно велоэтап. В плавании и беге никаких запретов на следование за кем-то для создания преимущества для себя нет, поскольку оно несущественно. Запрет же в велогонках на драфтинг зачастую объясняется тем, что велика вероятность аварии при минимальном расстоянии от впереди едущего.