07.10.2023
Время для чтения: 10 мин
5.0 Рейтинг
21 Комментарии

История создания и становление спортивного бренда Adidas

Бренд Adidas — это всемирно известная немецкая компания по производству спортивной одежды, обуви, аксессуаров. Крупнейший производитель в Европе и второй в мире после Nike. Продукцию Адидас носят известные спортсмены, звезды шоу-бизнеса и просто люди, предпочитающие спортивный стиль одежды.

Мячи, выпущенные брендом в разные годы, использовались на чемпионатах мира, чемпионатах Европы, еврокубках. История Adidas неразрывно связана с профессиональным спортом, рекордами, достижениями и легендарными именами.

Но так было не всегда. Были времена, когда о существовании компании знали лишь единицы. Немногие знают о том, как небольшое предприятие по пошиву спортивной одежды превратилось в мирового гиганта.

История создания Adidas — от домашних тапочек до спортивной обуви

Истоки истории бренда Adidas берут свое начало в 1900 году, когда в семье Дасслеров в городе Херцогенаурах родился мальчик, которого назвали Адольф. Он был четвертым ребенком в семье. Его отец трудился на фабрике по производству обуви, а мать либо владела прачечной, либо работала там.

В начале 1920-х годов практически сразу после завершения Первой мировой войны семья Дасслеров решила организовать собственный бизнес по пошиву обуви. Сначала семейное дело было сосредоточено исключительно на пошиве домашних тапочек и ортопедической обуви для тренировок спортсменов-инвалидов. Востребованность последних была продиктована временем. После войны было немало людей с ограниченными возможностями. Материалы были ограничены. На пошив шла списанная военная форма и старые автомобильные покрышки.

Обувная фабрика Дасслеров
Фото: wikipedia.org

Основную роль в семейном бизнесе играли два брата — Адольф и Рудольф. Если последний отличался активностью, коммуникабельностью, умел хорошо продавать, то Адольф, наоборот, был уравновешенным. У братьев были не только разные характеры, но и увлечения. Адольф, которого домашние называли Ади, был поклонником футбола, а вот Руди интересовался джазом, боксом и девушками.

Семейный бизнес постепенно набирал обороты. Над производством трудились абсолютно все члены семьи. Компания полностью отказалась от выпуска домашней обуви и переориентировалась на спортивную. Уже в 1924 году Дасслеры выпускали по 50 пар обуви ежедневно и зарегистрировались в качестве «Обувной фабрики Дасслер». Именно этот поворотный момент стал рождением истории бренда Adidas.

Адольф Дасслер
Фото: wikipedia.org

Изобретение футбольных бутсов

Открытие фабрики и успех предприятия позволили Адольфу Дасслеру заняться воплощением своих дальнейших планов. Он начал работать над созданием собственной спортивной обуви. Именно он создал первую обувь с шипами. Последние были скованы из металла кузнецом Целяйном. Шиповки быстро обрели популярность у спортсменов.

Продукция «Обувной фабрики Дасслер» становилась все популярнее. Семейство арендовало большое здание и переехало в большой особняк, расположенный неподалеку. Ади продолжал творить. Совместно с главным тренером сборной Германии он создал и запатентовал беговые кроссовки, снабженные шипами.

Олимпийский успех

Летние олимпийские игры 1928 года, проходившие в Амстердаме, стали первыми крупными соревнованиями, на которых спортсмены носили обувь от “Обувной фабрики Дасслеров”. Особую роль сыграло то, что Каролина Радке, завоевавшая первую золотую медаль по легкой атлетике в истории Германии, установив новый мировой рекорд, была именно в обуви братьев.

Jesse Owens and adidas
Фото: wikipedia.org

Еще одной вехой в истории успешного развития Адидас стали Олимпийские игры 1932 года, проходившие в Лос-Анджелесе. Немецкий бегун Артур Йонат в обуви от “Дасслер” финишировал третьим в беге на дистанцию 100 метров. Подобная рекламная компания принесла торговой марке спортивной обуви небывалый по тем временам успех.

Обувь “Дасслер” стала эталоном высочайшего качества для спортивных моделей обуви. Спрос неуклонно возрастал. В год проведения Берлинской Олимпиады доход предприятия братьев Дасслер составил свыше 400 000 немецких марок.

Именно в годы успеха на олимпийских играх Адольф Дасслер женится на дочери дизайнера обуви Катрине Меритц. У супругов рождаются будущие наследники Адидас — Хорс, Катрин и Инге.

На Олимпиаде 1936 года американский спортсмен Джесси Оуэнс, выступающий в Берлине, завоевал сразу 4 золотые медали. Выступал легкоатлет в кроссовках “Дасслер”. Этот факт не остался без внимания и стал идеальной рекламой для обуви.

Вторая мировая война и назревающий конфликт между братьями

История создания Adidas — это конфликт между двумя братьями, приведший к окончательному разрыву двух братьев. Разница между характерами постепенно перерастала в неприязнь. Адольф постоянно работал над улучшением выпускаемой спортивной обуви. Рудольф не понимал, зачем это нужно, поскольку спрос на продукцию и так был очень высоким. Ади считал старшего брата слишком высокомерным.

Чтобы осуществлять успешную предпринимательскую деятельность в Германии тех годов, необходимо было состоять в нацистской партии. Основатели Кодак, Форд, БМВ, Хьюго Босс и Дасслер активно сотрудничали с Рейхом. Поддержка нацистской партии не спасла фабрику. Она была конфискована, а братья были отправлены на фронт. На месте обувного производства было решено производить гранатометы, но затея не удалась. Когда же солдатам понадобилась хорошая спортивная обувь, Адольфа Дасслера вернули домой.

Ади и Руди Дасслеры
Фото: wikipedia.org

Рудольф Дасслер служил в тыловых частях и, не захотев продолжать свою службу, дезертировал. Дома он был арестован гестапо и отправлен в лагерь. Территория, на которой он находился в заключении, была освобождена американскими солдатами. Заключенные, включая Рудольфа, отпущены. Свобода Руди продлилась недолго. Его вновь арестовали по донесению, в котором старший брат подозревал младшего.

Вскоре Рудольфа отпускают на свободу. Сложившиеся к тому времени сложные отношения только ухудшались. Фабрика Дасслеров по контрибуции производила для американцев хоккейные коньки. Когда американцы ушли, предприятие буквально пришлось поднимать с нуля. Обувь снова пришлось шить из старого военного обмундирования и покрышек. Заработная плата рабочим выдавалась не деньгами, а дровами либо пряжей.

Окончательный разрыв братьев и начало настоящей вражды

В 1948 году умер глава семейства Дасслеров. Это привело к окончательному разрыву отношений между братьями. Они разругались и больше никогда не разговаривали. Семейному бизнесу был положен конец. Имущество было разделено, а символику семейства Дасслер было решено больше никогда не использовать.

Адидас и Пума

Вражда между Адольфом и Рудольфом Дасслерами охватила весь Херцогенаурах. Одни жители были на стороне Руди, а другие — Ади. Каждый брат основал свою фабрику и собственную футбольную команду. Работники не разговаривали между собой, пили разное пиво, отправляли своих детей в разные школы. Так продолжалось очень долгое время.

Ади основал Adidas, а Руди — Puma. Штаб-квартиры обоих брендов по сей день располагаются в родном городке. Сегодня, конечно, работники обеих брендов уже не испытывают подобной вражды по отношению друг к другу, но носят спортивную одежду только той компании, на которую трудятся.

Рождение бренда Adidas

Изначально Адольф назвал свою компанию Addas, но быстро изменил название на Adidas. Почему именно Адидас? Это сокращение от домашнего прозвища Ади и первые три буквы фамилии Дасслер. Рудольф изначально назвал свою компанию Ruda, но тоже изменил название на Puma.

Адольф Дасслер нарушил обещание полностью отказаться от использования семейной символики. От эмблемы Dassler он взял две полоски и добавил третью. Модернизированную эмблему он запатентовал как символ Adidas.

Первое лого
1949 г.

В логотипе Адольф Дасслер воплотил слоган фирмы “Бренд в три полоски”. Символизм заключался в том, что спортивная обувь Адидас сочетает в себе три характеристики: высокая степень прочности, защита от возможных травм, универсальность.

Адольф Дасслер решил расширить линейку компании. Компания начала выпускать сумки. Новый продукт стал пользоваться спросом, и основатель бренда решил производить спортивные костюмы. Вместе с Вилли Зельтенрайхом, владеющим текстильной фабрикой, под брендом Adidas выпускается первая тысяча спортивных костюмов. Наряду с тремя полосками логотип пополнился счастливым трилистником, олицетворяющим популярность продукции на трех мировых континентах.

Позднее логотип Adidas обновился и стал представлять собой решетку из трех полос. В 2001 году компания решила заявить о своем намерении глобализации, превратив лого в земной шар, охваченные полосами. Он сохранился только в качестве символа для продукции “Sport Style”.

Развитие и расцвет бренда Adidas

Адольф Дасслер пытался всячески опередить своего брата. К пятидесятым годам компания Рудольфа “Puma” стала серьезным конкурентом для “Adidas”. Многие спортсмены предпочитали заниматься в бутсах от Пумы.

Жесткая конкуренция и креативное мышление Адольфа приводят к изобретению первых съемных резиновых шипов в 1949 году, а в 1950 году и футбольных бутс, в которых можно играть в сильный дождь, на снегу и в гололед. Отличной рекламой для обуви Адидас стали Олимпийские игры в Хельсинки, когда Эмиль Затопек в обуви от Адольфа Дасслера выиграл три золотые медали, а его супруга стала победительницей в дисциплине по метанию копья.

Очередной триумф Адольфа Дасслера произошел на Чемпионате мира по футболу в 1954 году, когда он убедил руководителя Федерации и футбольной сборной использовать его бутсы. Сначала немецкая сборная проигрывала венграм, но потом проливной дождь сделал свое дело. Немецкие футболисты, играющие в новейших бутсах со съемными шипами, сравняли счет, а потом и забили победный гол. Адольф Дасслер стал национальным героем. Популярность Адидас просто зашкаливала.

После такого успеха Адольф задумался над тем, что продукцию компании можно рекламировать непосредственно на стадионе. Уже в 1956 году Adidas заключила контракт с МОК (международный олимпийский комитет) о размещении рекламы на олимпийских играх в Мельбурне. Умелая рекламная политика превратила Адидас во всемирно известный бренд. Фирменные костюмы начали производить во Франции. Для компании наступила истинная золотая пора.

Большинство атлетов, выступающих на Олимпиаде в Риме, выступали в фирменной обуви Adidas и брали подиумы. В 1968 году компания выпускает первую литую полиуретановую подошву. На олимпийских играх в Мехико в этом же году спортсмены в такой обуви выигрывают 37 золотых и по 35 серебряных и бронзовых медалей.

Официальное спонсорство на Олимпийских Играх в Мексике, победа немецкой сборной на Чемпионате Европы выводит Adidas в лидеры на международном рынке спортивной одежды и обуви. Истинным признанием бренда стало принятие компании в почетные члены “Американской ассоциации спорттоваров”. Адидас стал первым неамериканским производителем, удостоенным данной чести.

Телстар
Первый черно-белый футбольный мяч

Смерть Адольфа Дасслера и кризис Adidas

История бренда Adidas неразрывно связана с инновационными идеями и неординарным подходом Адольфа Дасслера. В самый расцвет компании он скончался в 1978 году. Компанию унаследовала его вдова. Катарина, которую не даром прозвали “железной”, сохраняла лидерство бренда. Особенно это касалось футбольного сегмента.

Железная Катарина пережила покойного мужа на шесть лет. После ее смерти компания перешла к старшему из детей — Хорсту, который также в скором времени умирает. Из наследников остаются только сестры, которые осознают, что не могут самостоятельно управлять таким гигантом. Компания начинает нести убытки. Чтобы спасти наследие, они продают 80% акций скандально известному владельцу французского клуба “Олимпик Марсель” и бизнесмену Бернарду Тапи. Это не спасает компанию.

Очень быстро Adidas из бренда, предлагающего инновационные разработки, превращается в пережиток прошлого. На первый план выходят конкуренты (Nike, Reebok). Компания начала терпеть убытки.

Выход из кризиса и новая история Адидас

Неизбежный крах не постиг бренд. Французский бизнесмен Роберт Дрейфус привлек к компании инвесторов и с 1993 года компания пошла по совершенно новому пути развития. Чтобы выйти из кризиса было решено переманивать лучших дизайнеров и менеджеров у конкурентов, которыми на тот день были Reebok и Nike. Еще одним важным шагом стал перенос производства из Германии в страны третьего мира.

Возможность сэкономить на производстве позволила избежать краха. Новый менеджмент не только стал серьезным конкурентом на спортивном рынке, но и стал выводить бренд в широкие массы. Уже в 1996 году Adidas стал Генеральным спонсором Олимпийских игр, что привело к повышению ежегодных продаж на 50%. Особое значение было уделено молодежи и таким новым видам спорта как стритбол, а также на рэп и хип-хоп культуры.

Концерн стал приобретать крупные приобретения, например, Salomon. В будущем компания была продана. Особенно удачной покупкой стал Reebok, входящий до сих пор в состав конгломерата. Особое внимание было уделено рекламным компаниям. Слоган “Невозможное возможно” стал одним из самых узнаваемых в мире.

Adidas Herzogenaurach
Фото: www.adidas-group.com

Сегодня Adidas является одним из неизменных спонсоров УЕФА и ФИФА, а также заключает контракты с крупнейшими футбольными клубами и представителями поп-культуры. Корпорация остается одним из крупнейших производителей спортивной обуви и аксессуаров в мире. Снижение спроса на продукцию в 2014 году привело к реструктуризации компании. Производство было вновь переведено в Германию, где современные фабрики оснащены робототехникой. По доли продаж Adidas сейчас уступает только Nike.